Рейтинг@Mail.ru
Самарский киновед: киноклубы уходят в интернет - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Самарский киновед: киноклубы уходят в интернет

© Фото : предоставлено пресс-службой киноклуба "Ракурс"Президент самарского киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг , архивное фото
Президент самарского киноклуба «Ракурс» Михаил Куперберг , архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Президент созданного в начале 80-х самарского киноклуба "Ракурс", киновед Михаил Куперберг в преддверии Международного дня кинематографа рассказал о зрителе фильмов Антониони и Тарковского, "полочных картинах" и перспективах коллективных просмотров под влиянием идеологии постмодернизма.

САМАРА, 27 дек — РИА Новости, Нина Белая. Президент созданного в начале 80-х самарского киноклуба "Ракурс", киновед Михаил Куперберг в преддверии Международного дня кинематографа рассказал о зрителе фильмов Антониони и Тарковского, "полочных картинах" и перспективах коллективных просмотров под влиянием идеологии постмодернизма.

Эпоха "полочного" кино

© МосфильмХудожественный фильм "Броненосец "Потемкин"
Художественный фильм Броненосец Потемкин

Киноклуб – это попытка объединить людей одного образовательного ценза, "продвинутых", как сегодня говорят. Чтобы смотреть всем вместе умное, интеллектуальное кино, которое тогда уже начало появляться в прокате.

Алена Солнцева
Алексей Герман, всесильный бог деталей
Было такое понятие как советские "полочные картины". Это те запрещенные фильмы, которые "клали на полку". "Проверка на дорогах" Алексея Германа, "Комиссар" Александра Аскольдова, — целая плеяда выдающихся картин, которые "лежали на полке" до 1985-87 годов. А были те фильмы, которые никто не запрещал, но и показывать их не разрешалось. Например, "Короткие встречи, долгие проводы" Киры Муратовой.

Режиссер Кира Муратова. Архивное фото
Кира Муратова: жизнь для меня не существует отдельно от кино
Задача киноклуба была не только в том, чтобы показывать кино и давать возможность для его обсуждения. Он также вытаскивал на экраны уже незапрещенное, но, так или иначе, непоказанное "полочное" кино. В основном, люди смотрели фильмы Тарковского, фильмы Антониони, Хуциева, документальное советское кино. Это был глоток воздуха, что можно было увидеть "Расемон" Курасавы. Нынешнему поколению сложно понять, но тогда это было что-то невероятное. Мы смотрели фильмы и обсуждали их.

Официальных организаций, таких как киноклуб, не существовало. Было общество друзей кино, организованное еще в 20-е годы Феликсом Эдмундовичем Дзержинским. Но даже после этого киноклубное движение в Советском Союзе не возникло. Оно возникло во Франции, Италии прежде всего. Киноклубы, которые там появлялись, показывали что? Светское кино. "Броненосец "Потемкин", "Мать", "Чингисхан", "Человек с фотоаппаратом". "Левая" интеллигенция Запада хотела "социализма с человеческим лицом".

То кино, которое, в конечном счете, стало ренессансом советского кино, началось с 1956 года. Именно во время "оттепели", в конце 50-х – начале 60-х, стали возникать киноклубы. Прежде всего, конечно, при университетах в Москве и Петербурге.

Первый киносезон "Ракурса"

© Кинокомпания Мосфильм / Второе творческое объединениеКадр из фильма "Сталкер" (1979)
Кадр из фильма Сталкер (1979)

В Куйбышеве до появления "Ракурса" было три киноклуба. Один открылся в 1975 году при ДК Станкозавода на улице Льва Толстого. Другие два появились раньше. Все три клуба быстро прекратили свое существование "по идеологическим соображениям". Говорили "не то", показывали больше зарубежного кино и меньше советского.

Марина Разбежкина: Сегодня не может быть Тарковского
Марина Разбежкина: "Сегодня не может быть Тарковского"
Первый показ "Зеркала" Андрея Тарковского в Самаре прошел на втором этаже кинотеатра "Молот". Был ажиотаж, который не спадал и в первую-вторую недели показа. Такое бывало с фильмами, которые очень ждали. Волны расходились, что будет показана запрещенная картина.

В 1979 году летом я прочитал объявление о том, что при Доме Молодежи открывается дискуссионный киноклуб. В афише были несколько фильмов, которые я хотел посмотреть. 3 октября 1979 года в Доме Молодежи мы дали первый сеанс. Я выступил перед фильмом, так как мне дал такую возможность замдиректора Дома Молодежи. Пришло много народу, после показа была бурная и длительная дискуссия.

Посетители на открытии ретроспективной выставки Тарковский. Space в Государственной галерее на Солянке.
Выставка о Тарковском, которая стала "прообразом" его музея
Первый полноценный сезон киноклуба прошел с октября 1980 по май 1981 года. Мы показывали по два фильма в месяц. На обсуждениях зачастую разговоры были не об эстетике фильма, а об общественно-политической составляющей. С середины 80-х годов мы стали сотрудничать с французским, польским, немецким посольствами, у которых, помимо прочего, была собственная кинотека.

Я точно знал, что к нам на сеансы ходят представители КГБ, и весь наш совет клуба поочередно приглашали для сотрудничества. Можно было нас закрыть, потому что народ не тот собирался – интеллигенция. Никакого рабочего класса, крестьянства. Говорили бог знает что, не стесняясь в выражениях.

В начале 90-х киноклуб переехал в ДК 4-го ГПЗ на пересечении улиц Мичурина и Масленникова. Иногда зал ДК был занят, и мы показывали фильмы в кинотеатрах "Молот", "Художественный", "Волна", "Тимуровец" и в залах политехнического и авиационного университетов. Нам нигде не отказывали.

Зал ДК 4-го ГПЗ был рассчитан на 800 мест и почти всегда полон. Посетитель "Ракурса" тогда — это образованный человек среднего возраста, который стремится понимать и познавать. Он интересовался и музыкой, и театром, и кино. Было модно посещать "Ракурс". В начале 90-х киноклуб переселился в Дом Актера. Там было уже 300 мест и тоже полный зал.

Позже стало процветать кинопиратство. С 1989 по 1991 год мы занимались альтернативным кинопрокатом. Мы привозили фильмы "Империя наносит ответный удар", "Робот-полицейский". За счет показа этих фильмов мы содержали киноклуб. Ведь он не может существовать только на показах "умного" кино даже при стопроцентной посещаемости. Хотя мы пытаемся это восемь лет делать. Это очень сложно, особенно сегодня, когда приходится конкурировать с интернетом.

Равенство Баха и Шуфутинского

Будут ли жить киноклубы дальше? Сейчас есть много маленьких виртуальных сообществ. Там люди обмениваются мнениями о том, что они смотрят. Сегодня под влиянием идеологии постмодернизма все равны. Бах равен Шуфутинскому, нет иерархии ценностей и ориентиров. Люди, мои ровесники, перестали куда-либо ходить. Они сидят дома, смотрят старые фильмы. А новое поколение родилось с планшетом и Twitter. Соборность, коллективные просмотры – это сейчас не слишком востребовано.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала