Рождество Христово — один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения во плоти (воплощения) Иисуса Христа. Римско-католическая церковь и большинство протестантских церквей отмечают Рождество по григорианскому календарю — в ночь с 24 на 25 декабря.
Рождеству предшествует период Адвента, который начинается за четыре недели до Рождества Христова и призван подготовить верующих к более глубокому переживанию этого праздника. Во время Адвента верующие участвуют в духовных упражнениях и особых предрождественских богослужениях, стараются совершать дела милосердия. За четыре недели Адвента необходимо подготовиться к исповеди, чтобы с чистым сердцем участвовать в Рождественских богослужениях и принять Причастие.
Богослужения каждого из четырех воскресений Адвента имеют определенную тематику, отражающуюся в евангельских чтениях: первое посвящено пришествию Христа в конце времен; второе и третье отражают переход от Ветхого к Новому Завету — в третье воскресенье особо вспоминается служение Иоанна Крестителя; четвертое посвящено евангельским событиям, непосредственно предшествовавшим Рождеству Христову.
У алтарей в костелах устанавливается венок с четырьмя свечами, и в каждое воскресенье Адвента зажигается по одной свече. Круглая форма венка символизирует вечность, а его зеленый цвет — надежду, как и ветви рождественской елки. Во многих странах принято в предрождественский период украшать такими венками входные двери в знак того, что в этом доме ожидают Христа.
Во многих странах принято, чтобы дети, в ожидании праздника, совершали посильные добрые дела, за которые в семье они получают пучок соломы или маленькое бумажное сердечко. Перед наступлением Рождества дети вешают эти сердечки на елку, а солому кладут в ясли. В узком смысле слова ясли — это кормушка для скота, куда Богородица положила новорожденного Младенца Иисуса. Яслями или в русской традиции — вертепом, называют изображение пещеры ("вертеп" на церковнославянском языке означает "пещера"), куда на ночь пастухи загоняли скот, и где, как повествует Евангелие, родился Христос.
В западной традиции ясли или вертеп представляют собой сценку, изображающую Рождество, и состоящую из объемных фигур, количество которых может быть различным. Неизменны здесь только фигуры Младенца Христа в яслях, Пресвятой Девы Марии и Святого Иосифа. Остальные участники события Рождества — пастухи, животные, находившиеся в пещере, давшей приют Иосифу и Марии, ангелы, изготавливаются в зависимости от фантазии и мастерства автора.
Устройство рождественских яслей — традиция, заложенная католическим святым Франциском Ассизским, который в 1223 году в селении Греччо поставил в пещере на склоне горы ясли. Туда же привели вола и осла — животных, по преданию согревавших своим дыханием новорожденного Младенца Христа. Со времен Святого Франциска Рождественские ясли ставят в большинстве католических церквей мира. Традицией во многих странах стало проведение выставок яслей, позволяющих наглядно представить момент рождения Вифлеемского Младенца.
День 24 декабря, наступающий в канун Рождества, называется Рождественским сочельником или Вигилией (от латинского vigilia — бдение). В этот день в семьях украшают елки и устанавливают ясли. Те из членов семьи, кто не успел приступить к исповеди, идут в церковь, которая обычно открыта с раннего утра.
Готовится праздничный ужин Сочельника, по традиции состоящий из постных блюд. В центре стола помещается блюдо с освященным пресным хлебом — рождественскими облатками. Перед тем, как начать ужин, глава семьи читает вслух отрывок из Евангелия от Луки, повествующий о рождении Иисуса Христа.
Затем все присутствующие берут с блюда облатки — пластинки пресного хлеба, на которых нередко изображены сцены, связанные с Рождеством Христовым, и делятся ими друг с другом, желая друг другу мира и добра. После этого начинается ужин Сочельника. Эта традиция является символом христианской любви.
В настоящее время обычай рождественского хлеба, облаток, распространен в основном в Польше и ряде стран Восточной Европы. Иногда облатки посылают по почте тому, с кем не удастся встретиться в эти рождественские праздники.
Сохранился также обычай подкладывать сено под белую скатерть на столе, за которым совершается трапеза Сочельника. Сено призвано напоминать о бедности Вифлеемской пещеры и о Богородице, положившей Новорожденного Богомладенца Христа на сено в ясли.
Повсеместно распространен и известен обычай накрывать за рождественским столом на один прибор больше — для незваного путника, если он вдруг постучится в дом. С этим обычаем связана традиция ставить у окна своеобразную елочку из свечей, показывающую, что в доме открыты двери для тех, кто одинок и голоден.
После ужина вся семья идет на мессу, обязательное присутствие на которой является общей католической рождественской традицией для всех верующих.
По сложившейся в первые века христианства римской традиции, в день Рождества, 25 декабря, служатся три особые литургии — месса ночью, месса на заре и месса днем. Таким образом, Рождество празднуется трижды — как предвечное рождение Слова от Бога Отца (ночью), рождение Бога-Сына от Девы (на заре) и рождение Бога в верующей душе (днем). Вечером в Сочельник служится месса навечерия Рождества. В начале первой из Рождественских месс совершается процессия, во время которой священник несет и укладывает в ясли фигурку Младенца Христа и освящает их. Это помогает верующим ощутить себя участниками события, произошедшего в Рождественскую ночь. Празднование Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января, — образующие Октаву Рождества. На 26 декабря выпадает праздник святого мученика Стефана, 27 декабря празднуется память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28 декабря — Невинных Младенцев Вифлеемских. В воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенье, отмечается праздник Святого Семейства: Младенца Иисуса, Марии и Иосифа. 1 января отмечается Торжество Пресвятой Богородицы.
Рождественское время продолжается и после окончания Октавы вплоть до праздника Крещения, который в римско-католическом календаре отмечается в первое воскресенье за Богоявлением (6 января). Все рождественское время духовенство на литургии облачается в одеяния белого, праздничного цвета.
В праздник Рождества Христова большинство жителей Италии и Ватикана на рождественский обед подают жаркое и рождественский кулич панеттоне, похожий на пасхальный, либо "воздушный" кулич родом из Вероны, называемый пандоро. На Рождество в этих государствах дарят друг другу торрончино — лакомства, похожие на нугу и грильяж.
В Германии существуют традиционные региональные виды рождественской выпечки — нюрнбергские пряники, ахенские фигурные пряники, рождественский кекс из Дрездена, звездочки из корицы.
Во многих европейских странах на праздничном столе традиционно присутствует сладкое рождественское полено — бисквитный рулет, богато украшенный сливками, глазурью и шоколадом.
Рождество являет верующим Христа в образе маленького ребенка в окружении Святого Семейства, этот праздник отмечается в кругу семьи и согрет особым теплом и взаимной любовью.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников