Рейтинг@Mail.ru
Ананьев рассказал о своем собрании и художниках советского реализма - РИА Новости, 19.12.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Ананьев рассказал о своем собрании и художниках советского реализма

© РИА Новости / Валерий ЛевитинПредседатель совета директоров ОАО "Промсвязьбанк" Алексей Ананьев, архивное фото
Председатель совета директоров ОАО Промсвязьбанк Алексей Ананьев, архивное фото
Читать ria.ru в
Дзен
Коллекционер Алексей Ананьев признался, что собирая работы, стал все больше понимать, что советский реализм - это продолжение реалистических традиций XIX века, представленных Суриковым, Репиным, Левитаном, Саврасовым и Перовым.

ЛОНДОН, 19 дек — РИА Новости, Мария Табак. Коллекционеры много теряют, не показывая другим людям собранные ими шедевры, убежден совладелец холдинга "Промсвязькапитал", создатель Института русского реалистического искусства, коллекционер Алексей Ананьев.

В четверг в лондонском отделении аукционного дома Sotheby's открылась выставка "Советское искусство. Советский спорт" (Soviet Art. Soviet Sport). Экспозиция насчитывает четыре десятка картин и скульптур, объединенных спортивной тематикой, из коллекции Института русского реалистического искусства и частных собраний. На выставке, в частности, представлены работы Александра Дейнеки, Виктора Попкова, Михаила Изотова, Владимира Кутилина, Ольги Ваулиной. В основу выставки легла коллекция Ананьева.

"Вы знаете, я этим периодом интересовался всю жизнь, потому что я в этот период вырос, себя от него не отделяю. А коллекция как таковая начала появляться в начале 2000-х годов, когда я стал приобретать первые работы. Я считаю искренне, что это настоящее искусство, потому что это не поверхностные вещи, не пропаганда, не тот соцреализм, которого мы все наелись в советские годы. Большинство художников, которые были успешны в советское время, главным образом фокусировались на настоящем искусстве. Кто-то из них, конечно, что-то делал на продажу, для режима, а многие даже этого не делали, потому что, будучи публично признанными, они ни в коей мере не изменяли сами себе", — сказал Ананьев в интервью РИА Новости.

© Фото : предоставлено Sotheby’sОльга Ваулина. Борьба стоя. 1930-е годы.
Ольга Ваулина. Борьба стоя. 1930-е годы.

Коллекционер признался, что собирая работы, стал все больше понимать, что советский реализм — это продолжение реалистических традиций XIX века, представленных Суриковым, Репиным, Левитаном, Саврасовым и Перовым.

"Художественный метод, который был ими реализован и сформирован, перешел в советское искусство, конечно, трансформируясь, конечно, находя какие-то новые формы, но не изменяя самим себе — это очень важно", — пояснил Ананьев.

Профессиональный выбор

Основной критерий выбора картин для Ананьева — стандартное "нравится-не нравится", однако с существенными оговорками.

"Если погружаться и пытаться проанализировать, почему что-то нравится, а что-то не нравится, то ты понимаешь, что вещь должна быть обязательно искренней. Потом, она должна быть профессионально хорошо сделано — не должно быть никаких ляпов. Со временем я сам все больше и больше могу оценить произведение самостоятельно. С экспертами я советуюсь, прежде всего, для понимания цены. Хоть я и коллекционирую, но не нахожусь ежедневно в рынке, а есть люди, для которых это профессия, и я с ними советуюсь. Но с точки зрения понимания ценности работы, с точки зрения живописи мне зачастую советоваться не приходится — и рука набита, с одной стороны, а с другой, я в свое время окончил художественную школу, так что база, которая была заложена, на ней это все и развилось", — пояснил предприниматель.

Председатель совета директоров ОАО Промсвязьбанк Алексей Ананьев, архивное фото
Ананьев: коллекционеры много теряют, не показывая людям свои собрания
Не только для себя

Ананьев признался, что начав коллекционировать для себя, со временем он понял, что много теряет от того, что его собрание не видят другие люди.

"Я начал коллекционировать для себя. Но три фактора оказали решающее воздействие. Во-первых, возможности моего дома быстро перестали позволять расширять коллекцию. И пришлось делать выбор: либо остановиться, либо продолжать коллекционировать. Во-вторых, многие работы, которые мне нравились, по своему физическому формату никак не вписывались в параметры домашней коллекции. Поэтому я начал собирать, уже имея в виду музейную перспективу, то, что в итоге получилось Институтом. Наконец, многие художники готовы отдавать свои лучшие знаковые работы только при условии экспонирования их в публичном пространстве. Они не готовы продавать их просто в частную коллекцию", — рассказал Ананьев.

"Сумма этих факторов привела меня к тому, что это должно быть некое публичное пространство, во что и вылился Институт. А в процессе коллекционирования, пока я не построил здание и не подготовил всю инфраструктуру, я мог только смотреть на работы в хранилище. Но смотря на работы в хранилище, ты понимаешь, как много проигрываешь от того, что не можешь эти работы вывесить и дать людям возможность тоже их видеть", — признался коллекционер.

© Фото : предоставлено Sotheby'sМихаил Соколов. Гребчиха. 1930-е годы
Михаил Соколов. Гребчиха. 1930-е годы

Плюсы и минусы роста рынка

По словам Ананьева, если еще несколько лет назад о подделках произведений советских реалистов не могло идти и речи, то теперь подделки встречаются.

"Когда я начинал коллекционировать, одним из ключевых факторов было то, что не было подделок. К сожалению, сейчас подделки появляются — именно работ художников этого периода", — пояснил он.

Он добавил, что цены растут устойчиво, он сам начинал собирать не на самом нижнем уровне.

"Самый нижний уровень был в начале 1990-х. В 2000-х цены были уже "взрослые". Сейчас же вы видите, что происходит на аукционах: топовые работы уходят по очень и очень высоким ценам", — пояснил Ананьев.

Одним из самых дорогих его приобретений была "Спортсменка, завязывающая ленту" Александра Дейнеки. Она стоила больше 900 тысяч долларов. Эта картина представлена сейчас на выставке в Лондоне. В начале февраля выставку в расширенном виде можно будет посмотреть в московском ГУМе, а потом — в музее Института русского реалистического искусства.

Полную версию интервью читайте на сайте ria.ru.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала