МОСКВА, 9 дек — РИА Новости. Представители пациентских организаций поддерживают введение в России предельных сроков ожидания медицинского обследования или приема у врача-специалиста и считают, что необходимо одновременно ввести ответственность для лечебных учреждений, которые не будут выполнять эти требования.
Ранее министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова сообщила, что предельные сроки ожидания медпомощи будут введены в России со следующего года. Для большинства методов диагностики они не должны превышать двух недель, для более сложных — компьютерной томографии (КТ), магнитно-резонансной томографии (МРТ) и других — не более месяца.
Актуальное решение
"Мера эта совершенно необходимая. Мы уже говорили министерству наше мнение: если разрабатываются стандарты (оказания медицинской помощи), то там должен быть временной фактор, хронометраж", — сказал РИА Новости президент "Лиги защитников пациентов" Александр Саверский.
Он привел в пример стандарт лечения при пневмонии, где прописано, что таким пациентам положен рентген, но не указаны сроки его проведения.
"Стандарт, при котором рентген можно сделать и через полгода — это, конечно, полнейшая нелепость", — сказал Саверский.
Сопредседатель Всероссийского союза пациентов, президент Всероссийского общества гемофилии Юрий Жулев также подчеркнул, что инициатива ввести предельные сроки ожидания очень актуальна.
"Мы ставим этот вопрос уже долгое время. Минздрав знает об этой проблеме. Когда, в том числе, обсуждался закон об охране здоровья граждан и стандарты, пациентское сообщество ставило вопрос как раз временных рамок оказания медицинской помощи. Чем более четко и жестко будет регламентирована маршрутизация пациента, тем будет лучше для всех. Такие документы позволят понимать, что такая-то помощь должна быть оказана в такие-то временные рамки, в то же время это будет стимулировать лечебные учреждения к выполнению этих норм", — сказал он.
Жулев напомнил, что в законе об охране здоровья прописан новый принцип защиты прав пациентов — рациональное использование их времени. "Время пациента тоже надо учитывать и уважать, потому что это пропущенная работа, занятия в школе и так далее", — отметил он.
Саверский добавил, что необходимо четко прописать ответственность лечебных организаций за нарушение предельных сроков ожидания, потому что пока неясно, что будет.
Жалобы на очереди
По словам Жулева, жалобы на очереди поступают регулярно.
"К профильному специалисту пациент попадает с более серьезным заболеванием. И как раз, наоборот, когда надо было бы быстрее проконсультировать и определить стратегию лечения, начинаются ожидания консультации этого специалиста или проведения диагностического мероприятия. Например, очередь на МРТ. Когда тебе говорят: или бесплатно, но через две недели, или сейчас, но за деньги. Мы считаем это категорически неправильным, особенно в государственных бюджетных учреждениях", — подчеркнул он.
Сверский также отметил, что время ожидания — действительно большая проблема в здравоохранении.
"К специалистам зачастую не попасть. Люди вынуждены платить, идти в частные центры. Очередь — это один из главных способов выдавливания пациента из бесплатной в платную систему здравоохранения. Если государство поставит некие сроки и будет экономически наказывать медучреждения за невыполнение этой задачи, то у нас есть шанс, что народ будет оставаться в государственной системе здравоохранения", — сказал он.