Международный день добровольцев ежегодно отмечается 5 декабря. Труд добровольцев, или волонтеров, как теперь принято их называть, используется сейчас почти в любой области жизни. Для Владивостока это прежде всего массовые культурные и спортивные события, где добровольцы исполняют множество мелких функций. Главе Центра подготовки волонтеров ДВФУ Яне Петровской 22 года, но за ее плечами уже работа на Универсиаде в Казани, помощь в проведении саммита АТЭС-2012. Накануне праздника Яна рассказала корреспонденту РИА Новости Константину Васильеву о том, чего не видно за ширмами международных встреч и общероссийских мероприятий.
- Яна, откуда у вас желание что-то делать за "спасибо"? Ведь то, чем вы занимаетесь, требует немалых усилий?
— Я с детства проявляла "непонятную" активность. Еще в школе начала вести всякие тематические вечера и организовывать встречи. Всегда хотелось делать что-то такое, чтобы люди радовались. А, может, мне просто некуда было деть свободное время и приходилось тратить его с пользой. Даже мой молодой человек не занимал у меня весь день. Школу, кстати, окончила с золотой медалью, так что родители не были против моей "бесплатной" занятости.
- Есть разница между волонтерской работой тогда и сейчас?
— Мне кажется, что тогда о волонтерах вообще мало что знали и почти не принимали во внимание. О престиже такой работы не было и речи. Со временем к нам стали относиться более уважительно, университет задумался о развитии корпуса, вообще, волонтеры стали более востребованы. Тут, конечно, сыграло роль, то, что уровень мероприятий повысился.
- Вопрос который вы, наверное, слышали уже тысячи раз, но, тем не менее: зачем?
— Да, правда, его задают постоянно. А что тут ответишь? Человек занимается тем, что ему интересно и что ему нравится, так ведь? Вот мне нравится быть в центре больших событий. Это само по себе достойно того, чтобы потратить на это время, силы и нервы.
- На что же тратятся нервы в этом деле? Со стороны кажется, что все довольно просто и весело.
— Просто – это если ничего не делать. Когда оказываешься в центре событий, когда понимаешь, что твоя помощь необходима, хочется сделать все в лучше виде, подготовить мероприятие так, чтобы оно прошло без сучка и задоринки. И вот тут начинаются бессонные ночи, бесконечная беготня и поиски всего и вся.
Особенно мне запомнились бессонные ночи в Казани, когда мы после полуночи в сотый раз проверяли списки участников, переделывали бэйджи и дорабатывали все, что было не готово. А потом, хочется ведь и погулять по городу. Вот и получается, что отдых нам даже не снился.
- Какие же качества необходимы человеку, чтобы быть хорошим волонтером?
Главные – это стрессоустойчивость и способность найти общий язык с теми, кто не идет на контакт. Бывают ведь разные случаи. На крупных мероприятиях обычно множество высокопоставленных гостей, каждый со своим характером. И если им что-то не нравится, первый, кому они выскажут все свое отношение к происходящему, будет один из нас.
Вот и представьте, какая должна быть стрессоустойчивость. После такого немудрено, что у девочек бывают и срывы, и истерики. Если мы видим, что наша подруга плачет, мы все вместе стараемся ее успокоить, пытаемся отвлечь и развеселить. И хотя такие случаи скорее редкость – готовым надо быть ко всему. Вот скажем, если нужно пересадить гостя на другое место в зале конференции, начинаешь придумывать такие аргументы, чтобы убедить его. Подходишь и объясняешь, что другое место будет для него более удобным, так как с него лучше видно и не так душно, как здесь.
- А что нужно, чтобы руководить таким корпусом волонтеров?
— Наверное, хорошая память. У нас в организации сейчас порядка 150 человек. И почти всех я знаю по фамилии, имени, отчеству, дате рождения и всем остальным данным. Сейчас в организацию пришли новички после Осенней школы волонтеров, вот их еще не всех выучила. Но это полдела. Во время мероприятия в голове приходится держать всю карту местности с нашими волонтерами на ней, чтобы знать кого, откуда и куда можно перенаправить в случае необходимости.
- На саммите вы работали в таком же режиме?
— На самом саммите мы были не одни. Надо было взаимодействовать с управлением по делам молодежи Владивостока. Городские волонтеры в специальной форме ходили по улицам и радовали всех своим настроением. В их руках были шарики с надписью "Welcome to Vladivostok", они общались с иностранцами, помогали найти нужное место, советовали, какие стоит посетить музеи или выставки, естественно, все на иностранных языках.
- То есть просто бродили по городу в поисках иностранцев?
— Не просто, а с четкой установкой. Мы конкретно выясняли и рассчитывали, где в данный момент наибольшая вероятность появления гостей, и в связи с этим распределили ребят по карте. Например, в крупных торговых центрах и гостиницах были инфостойки, где ребята также информировали и отвечали на вопросы гостей. Работы у них выдалось много, некогда было даже отойти пообедать.
- Вот кстати об обеде. Известно, что волонтеры – полные добровольцы, то есть денег за это не получают, хотя иногда работают, можно сказать, за еду. На твоей памяти бывали исключения, когда ребят все же награждали какими-то деньгами?
- Расскажите, как и что вы делали во время олимпийской эстафеты во Владивостоке?
— У нас на эстафете было наибольшее количество волонтеров по сравнению с другими регионами — 420 человек. Ребята были дублерами факелоносцев и помогали им в пунктах сбора, а так же участвовали в проведении городских праздников.
- Дублеры факелоносцев? То есть в случае отсутствия заявленного спортсмена добровольцы должны были взять факел сами и пробежать отрезок?
— Нет, конечно. В этих случаях решение о замене принимал оргкомитет. А наша задача была проще — стоять в том месте, где высаживали факелоносца и следить до того времени, пока не прибежит предыдущий и не произойдет "поцелуй огня". Надо было встретить факелоносца, подбодрить его, ну и последить, чтобы никуда не ушел раньше времени. Чтобы не пошел, например, в толпу фотографироваться.
- Я понимаю, что это почти нереально, но если бы твой факелоносец, внезапно сел на асфальт, закрыл лицо руками, и начал причитать: "Все бессмысленно! Моя жизнь не имеет ценности! Я не хочу ничего!" Как бы ты поступила в такой ситуации?
- Как бы ты могла назвать, охарактеризовать волонтёрское движение, сообщество в целом?
— Есть такое выражение "Невидимая рука рынка", то есть такая сила, которая двигает рыночные процессы. Так вот волонтеров можно было бы назвать "Видимой рукой" любого, более-менее значительного мероприятия. Ну, или совсем уж механическое сравнение: мы как масло в двигателе. Потому что без нас работать он если и будет, то с жуткими скрипами и, скорее всего, взорвется по пути. Все что ни делается – не делается без волонтеров.