Рейтинг@Mail.ru
"Прогресс" пристыковался к МКС в ручном режиме, причину выясняют - РИА Новости, 30.11.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

"Прогресс" пристыковался к МКС в ручном режиме, причину выясняют

© NASAКосмический грузовик "Прогресс"
Космический грузовик Прогресс
Читать ria.ru в
Дзен
Как сообщили на МКС, ручной режим — это штатный режим и "ничего ужасного не произошло". По словам руководителя полета российского сегмента МКС, "Прогресс" пристыковался к станции в расчетное время, но "произошли некие отказы", из-за которых специалистам пришлось перейти на ручной режим стыковки.

МОСКВА, 30 ноя — РИА Новости. Российский грузовой космический корабль "Прогресс М-21М" в субботу штатно пристыковался к Международной космической станции (МКС), однако на последнем этапе специалистами было принято решение о переходе на ручной режим стыковки, которую успешно осуществил находящийся на МКС космонавт Олег Котов.

Опрос
Какое событие недели вам кажется самым значимым?
Помимо Котова, в настоящее время на МКС несут вахту космонавты Роскосмоса Сергей Рязанский и Михаил Тюрин, астронавты НАСА Майкл Хопкинс и Ричард Мастраккио, а также астронавт Японского космического агентства (JAXA) Коити Ваката.

"Прогресс М-21М" был запущен 26 ноября с помощью ракеты-носителя "Союз-У" с космодрома Байконур. Этот корабль летел к МКС уже не по "короткой" шестичасовой схеме, поскольку на нем тестировалась система сближения "Курс-НА". До "Прогресса-М-16М" (который первым полетел к МКС по "короткой" схеме в августе 2012 года) все грузовые корабли летали на МКС по двухсуточной схеме. "Короткая" схема тестировалась на грузовых кораблях, чтобы потом опробовать ее при полете пилотируемых кораблей "Союз". На сегодняшний день несколько пилотируемых "Союзов" успешно слетали к МКС по "короткой" схеме.

Очередной "Прогресс" доставил на МКС продукты и воду для экипажа. Кроме того, космический грузовик привез на станцию книги, подарки, топливо в баках системы дозаправки, медицинское оборудование, белье, средства личной гигиены и оборудование для научных экспериментов, проводимых на МКС. "Прогресс" также доставил оборудование для американского сегмента станции, в том числе, продукты питания и санитарно-гигиенические средства. Суммарная масса всех грузов составляет почти 2,4 тонны.

Грузовые космические корабли
Грузовые космические корабли
Последний рубеж

"Прогресс" впервые должны были пристыковать к МКС с модернизированной системы сближения "Курс-НА", и почти весь маневр был осуществлен с помощью этой системы. Однако финальный этап, когда кораблю оставалось до станции несколько десятков метров, был выполнен уже вручную Котовым.

Представитель российского Центра управления полетами (ЦУП) сообщил РИА Новости, что после перехода на ручной режим на последнем этапе стыковки система сближения "Курс-НА" не использовалась.

До сих пор на "Прогрессах" использовалась система "Курс", однако на модернизированной системе "Курс-НА" установлена новая элементная база. "В системе "Курс-НА" установлено новое цифровое программное обеспечение, что позволяет с большей дальностью и с более высокой точностью, чем на предыдущей системе "Курс", стыковать грузовые корабли "Прогресс" с МКС", — сказал ранее РИА Новости представитель РКК "Энергия" (предприятие-разработчик грузовых кораблей "Прогресс", систем "Курс" и "Курс-НА").

Двадцать восьмого ноября был проведен маневр по сближению грузового корабля "Прогресс М-21М" с МКС для тестирования новой системы стыковки "Курс-НА", после маневра корабль за счет своих двигателей "отошел" от МКС на безопасное расстояние (более 100 километров), чтобы в субботу пристыковаться к станции. Тогда обе системы "Курс-НА" — на "Прогрессе" (активная система) и на служебном модуле "Звезда" Международной космической станции (пассивная) отработали штатно.

Причину выяснят до вторника

Причина перехода на ручной режим стыковки грузового корабля "Прогресс М-21М" с МКС пока неизвестна, работает комиссия, которая может назвать причину уже до вторника, сообщил РИА Новости руководитель полетом российского сегмента МКС Владимир Соловьев.

Ранее ряд СМИ сообщили о том, что стыковка произошла в ручном режиме из-за отказа новой системы сближения "Курс-НА" на дистанции около 60 метров до МКС.

"У нас ручной режим — это штатный режим, резервный штатный режим. Ничего ужасного не произошло, "Прогресс" пристыковался к МКС в расчетное время. Произошли некие отказы, из-за которых пришлось перейти на ручной режим (стыковки). Сейчас работает комиссия, и причина эта (перехода на ручной режим) пока неизвестна. <…> Вероятнее всего, в понедельник-вторник будет понятно, что случилось", — сказал Соловьев.

Он отметил, что нельзя говорить о том, что переход на ручной режим произошел из-за отказа системы "Курс-НА", поскольку работает комиссия, которая и должна выяснить причины перехода на ручной режим стыковки.

Сбой в системе

Представитель РКК "Энергия" ранее сообщил РИА Новости, что систему "Курс-НА" уже тестировали на корабле "Прогресс М-15М" в июле 2012 года. "Но тогда ее тестировали в телеметрическом режиме, то есть на корабле стояла старая система "Курс", а новая — "Курс-НА" — только показывала телеметрию. А теперь уже новая система стоит непосредственно на корабле и на МКС, и ее впервые протестировали (28 ноября) не в телеметрическом, а в штатном режиме", — пояснил собеседник агентства.

В июле 2012 года при тестировании новой системы "Курс-НА" в ней обнаружились неполадки, что повлекло автоматическую отмену стыковки. В итоге специалистам ЦУПа удалось только со второй попытки пристыковать корабль "Прогресс М-15М" к МКС с помощью новой системы "Курс-НА". До этого было проведено три предварительных тестовых включения системы. Все они завершились успешно.

Одной из особенностей новой системы "Курс-НА" является почти полный отказ от аналоговой обработки сигнала и передачи этой функции микропроцессорам. Кроме того, по сравнению со старой системой, аппаратура "Курса-НА" весит в два раза меньше, а энергопотребление снижено в три раза. В случае успешных испытаний предполагается, что новая система сближения и стыковки будет устанавливаться на грузовых кораблях "Прогресс", а также не исключено, что и на пилотируемых кораблях серии "Союз".

Предприятием-разработчиком системы "Курс-НА" является ОАО "Научно-исследовательский институт точных приборов" (НИИ ТП). Оборудование для "Курса-НА" изготавливается полностью в России с использованием современной элементной базы. Работы по созданию аппаратуры для новой системы велись в НИИ ТП с 2003 года. Руководителем направления является Сергей Медведев.


Читайте также: как бывший министр обороны Анатолий Сердюков перешел из свидетелей в подозреваемые, кому помешал чемодан-павильон на Красной площади, чем закончилась евроинтеграция Украины и многое другое — в свежем выпуске "Недели в лицах" на ria.ru >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала