МОСКВА, 28 ноя — РИА Новости. Объединение с Молдавией должно стать третьим важным проектом во внешней политике Румынии после вступления в НАТО и присоединения к ЕС, заявил в эфире румынского телевидения президент Румынии Траян Бэсеску.
"Мы хотим сделать единое государство", — заявил румынский президент.
Комментарий Бэсеску появился накануне вильнюсского саммита "Восточного партнерства", где планируется парафировать соглашение об ассоциации Молдавии с Евросоюзом. Ключевым элементом соглашения станет создание зоны свободной торговли Молдавии с ЕС. Читайте подробнее >>
Восточное партнерство — проект Евросоюза, главная цель которого — сближение ЕС с шестью странами бывшего СССР: Украиной, Молдавией, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией. Читайте подробнее в справке РИА Новости >>
Как сообщает сайт телеканала Stirile TV, Бэсеску назвал готовящееся соглашение первым шагом Молдавии на долгом пути к европейской интеграции, который может стать выгодной предпосылкой для возможного союза с Румынией.
Стремится ли Молдавия к евроинтеграции
Для трети граждан Молдавии —28,3% — Евросоюз ассоциируется с ухудшением отношений с РФ, свидетельствуют данные соцопроса "Барометр общественного мнения", представленного Национальным институтом общественных политик.
Для 14,2% респондентов ЕС означает потерю независимости страны, для 11,2% — безработицу, а для 7,9% — потерю национальной идентичности. Еще для трети граждан республики ЕС ассоциируется со свободой работать (33,3%), путешествовать (28,2%) и учиться (17,2%) в любой точке Европы.
При этом более половины опрошенных граждан Молдавии — 51,6% — считают, что вступление в Таможенный союз принесет республике только преимущества.
Согласно результатам исследования, 46,2% респондентов хотят, чтобы Молдавия вступила Таможенный союз. В то же время 28,9% населения страны проголосовали бы против, а еще 10,1% граждан проигнорировали бы плебисцит. Вместе с тем 14,5% опрошенных не смогли дать точный ответ на этот вопрос. Около 38,6% опрошенных отметили, что основной плюс от вступления республики в ТС — снижение цен на топливо, 36,5% считают, что членство Молдавии в ТС способствует увеличению количества рабочих мест, а 35,9% думают, что это повлияет на экономическое развитие страны.
Заместитель директора молдавского центра стратегических исследований и реформ, доктор экономики Елена Горелова: "Евроинтеграционный проект Молдавии направлен на расширение влияния ЕС на своих восточных границах".
Порядка 70% жителей непризнанной республики Приднестровье высказали мнение, что ситуация в республике после подписания соглашения Кишинёва с ЕС будет ухудшаться. В то же время с евразийским вектором жители Приднестровья связывают улучшение экономического положения и политическую стабилизацию, и даже признание Приднестровья.
Директор приднестровского независимого центра аналитических исследований "Новый век" Елена Бобкова: "Для приднестровцев очень понятна идея интеграционных процессов с Россией. На вопрос, считаете ли вы, что ПМР в ближайшем будущем должна воссоединиться с Россией, "да" ответили 82,6% респондентов. А евразийство является не совсем чётко оформленной в сознании идеей. Под евразийской интеграцией 44,5% опрошенных понимают вступление в будущий Евразийский Союз. Для 33,2% респондентов — это, прежде всего, объединение с Россией.18,3% считают, что это вступление в Таможенный Союз".
Чего опасается Приднестровье
В Молдавии фактически существует две параллельные экономики — на двух берегах Днестра.
Если Приднестровье не войдет в ЗСТ вместе с Молдавией, то его экспорт в европейском направлении может быть заблокирован.
Приднестровье, 60% жителей которого составляют русские и украинцы, добивалось выхода из состава Молдавии еще до распада СССР, опасаясь, что Молдавия присоединится к Румынии. В 1992 году, после неудавшейся попытки властей Молдавии силой решить проблему, Приднестровье стало фактически неподконтрольной Кишиневу территорией. Международного признания Тирасполь не получил, но активно этого добивается. Молдавию данный вариант не устраивает, она предлагает приднестровцам автономию в составе единого государства.