САМАРА, 24 ноя — РИА Новости, Георгий Портнов. Спектакль "О мышах и людях", вернувшийся на сцену самарского академического театра драмы им. Горького в новой редакции, представляет собой размышление над местом мечты в жизни человека. Корреспондент РИА Новости сходил в субботу на премьеру и посмотрел, как приняли театралы Самары постановку.
Возвращение классики
Постановка возвратилась на самарскую сцену с составом артистов, обновленным почти на 100%. Из актеров, задействованных в первой редакции, остался артист Виктор Мирный: изначально он играл Джорджа (спутника Ленни), теперь из-за возраста его утвердили на роль Рослого, также он выступил как ассистент режиссера. Сценография и режиссура постановки осталась прежней.
"Спектакль не может быть таким же, так как изменилось время, политическая ситуация. Гражданская позиция исполнителей, играющих сегодня в спектакле, отличается от той, что была у нашего поколения. Это будет их спектакль", — рассказал Мирный.
Денис Евневич, сыгравший в новой редакции роль Джорджа, сообщил РИА Новости, что первой редакции спектакля не видел, а запись постановки долгое время специально не смотрел, чтобы «не копировать оригинал».
"В новой редакции спектакль получился действительно иной, и мы договорились посвятить его памяти Амелина-старшего. Мы очень много времени проводили вместе с его сыном, работая над этим спектаклем, оставались, разговаривали о постановке и за этот период стали большими друзьями", — сказал он.
Актеры с режиссером ничего не сказали об удовлетворенности проделанной работой, лишь Амелин-младший назвал свое участие в спектакле "одним из самых потрясающих событий" в своей жизни наравне с рождением сына. Теперь труппа ждала откликов публики на спектакль с таким же нетерпением, с каким та ждала премьеру.
Реквием по мечте
Зал в день премьеры был полон. Среди зрителей преобладала взрослая аудитория, причем некоторые ее представители перед началом делились друг с другом воспоминаниями о первой редакции спектакля и игре Амелина-старшего – эти люди пришли почтить его память и вспомнить любимый роман.
С третьим звонком размышления зрителей на эту тему прервались – портреты сменились проекцией восходящего солнца, и на его фоне из-за декораций, изображающих горы, под торжественную музыку Вангелиса появились главные герои из времен Великой Депрессии – неуклюжий слабоумный Ленни и суровый Джордж.
Уставшие мужчины в поисках работы и пищи, связанные мечтой о своем куске земли, бредут по просторам Америки в сторону фермы, где их ничего не ждет, кроме людской злобы и прощания с иллюзиями. Дальше все по тексту: оба вкалывают, в свободное время Джордж опекает Ленни, Ленни попадает в переделки, и так далее, пока невинные шалости не сменятся людскими жертвами.
Ленни в исполнении Амелина-младшего выглядит тем "абсолютным воплощением добра", каким представлял себе актер персонажа Стейнбека. Большой, неловкий, губящий по неосторожности любимую мышку и щенка, абсолютно беззащитный перед людской хитростью, он походит на большого ребенка и заставляет зал умиляться его наивным мечтам о разноцветных кроликах и хохотать над его хитрыми попытками спрятать любимого щенка.
Образ, созданный Амелиным-младшим, настолько достоверен, что невольно забываешь о том, что Ленни у Стейнбека был не просто добряком, но «зеркалом» людских поступков. В книге вне общества Ленни мил и безобиден, но, попав к людям, пытаясь социализироваться, он неосознанно копирует и доводит до абсурда дурные качества окружающих – жестокость, агрессию, равнодушие. К сожалению, актер минимализировал эту особенность героя, упростив характер Ленни.
Оба героя противопоставлены в спектакле, как и в книге Стейнбека, обитателям ранчо, давно потерявшим надежду и живущим раз навсегда заведенным порядком: Чернявый на правах сына владельца фермы ежедневно задирает рабочих, ревнует к ним жену (Алина Евневич), она заигрывает с работягами, а те бездумно трудятся в поле, играют в карты и листают порно-журналы.
В спектакле ферма, на которой оказались Джордж с Ленни, символизирует замкнутый круг бытия. Жить в нем нельзя, можно лишь существовать, постепенно умерщвляя в себе все человеческое. И мечта о прекрасной "земле обетованной", которая дает человеку силы бороться за свое «место под солнцем», по Гвоздкову, хоть и необходима, но несбыточна. В его понимании спектакль превратился в "реквием по мечте", рассказ "о невозможности грезить в этом мире".
Поэтому когда в финале Джордж стреляет в Ленни, продолжая твердить об их будущем ранчо, которое они никогда не купят, он в действительности стреляет в свою мечту, отрекаясь от нее.
Восторженное "Браво!", презрительное "Фи!"
Зрители очень тепло приняли спектакль, в некоторых местах посреди постановки аплодировали игре Амелина-младшего, давно знакомые, казалось бы, события переживали вместе с героями, как в первый раз, в финальной сцене гибели Ленни не сдержали слез и выражали благодарность бесчисленными букетами цветов, криками "Браво!" и бурными овациями.
Мнения зрителей о спектакле и работе Амелина-младшего разделились. Театральный критик Маргарита Прасковьина одобрила постановку.
"Это хороший крепкий спектакль по отличному классическому произведению. Я видела первую редакцию спектакля и сравнила ее с новой. В игре Амелина-младшего есть очень много от его отца. Понятно, что это совершенно другой актер. Если в трактовке Амелина-старшего герой Стейнбека был более гармоничным, то его сын сделал Ленни более хрупким, молодым и более понятным", — рассказала она РИА Новости.
Арт-критик Илья Поляков считает, что спектакль не является «ни грандиозным провалом, ни успехом театра», называет неуместным сравнение актерской игры Амелина-старшего и младшего из-за разницы опыта и видит в постановке по Стейнбеку совершенно другой смысл.
"Все же спектакль не о бессмысленности мечтания, а о том, что только мечта может поддержать нас в скотском существовании. Здесь Стейнбек ведет диалог с Горьким и его пьесой «На дне». Что же касается роли Ленни, я думаю, что постановщики упростили героя, выдвинули на передний план его инфантилизм, и обеднили образ", — заявил он.
Зрительница Елена Никонова призналась, что готова вновь и вновь пересматривать спектакль по любимому произведению.
"Лично мне было интересно посмотреть спектакль "О мышах и людях" в новой редакции, потому что я всегда любила роман Стейнбека, а мысли о значимости мечты в жизни человека, высказанные в нем, очень точны. Конечно, образ Ленни, созданный Амелиным-старшим, был более выразительным, чем у его сына. Ленни Амелина-младшего оказался проще", — сказала она.
Премьерные показы спектакля продолжатся в воскресенье и 2, 15 декабря в 18.00. После них будет решаться вопрос о дальнейшем сотрудничестве Александра Амелина-младшего с театром драмы.