МОСКВА, 25 окт — Прайм, Евгения Соколова. Вектор развития российской нефтяной отрасли 10 лет назад кардинально изменился: тогда крупнейшей компанией был частный ЮКОС, теперь — государственная "Роснефть"; знаменитый проект строительства ЮКОСом нефтепровода в Китай тоже был реализован государством.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Ровно 10 лет назад, утром в субботу 25 октября, в новосибирском аэропорту "Толмачево" был задержан, а уже вечером арестован глава ЮКОСа Михаил Ходорковский. На тот момент он считался самым богатым бизнесменом России и одним из богатейших людей в мире, занимая 16-е место в рейтинге журнала Forbes, который оценивал его состояние в 15 миллиардов долларов.
Ему было предъявлены обвинения в хищениях, неуплате налогов, растрате чужого имущества — всего по семи статьям Уголовного кодекса РФ. Ходорковский себя виновным не признал.
Позже экс-глава ЮКОСа по двум уголовным делам был приговорен в общей сложности к 10 годам и 10 месяцам колонии общего режима. На свободу Ходорковский может выйти в августе 2014 года.
Версии падения
Версия государства — экономическая: Ходорковский сел за налоговые преступления, избыточную даже для российских компаний "налоговую оптимизацию" и агрессивное использование трансфертного ценообразования, когда прибыль компании формируется часто вне налоговых границ России за счет перепродажи нефти и нефтепродуктов внутри группы по согласованным ценам.
Некоторые экономисты указывали, что проблемы Ходорковского начались после его выступления на встрече Путина с бизнес-сообществом летом 2003 года. Глава ЮКОСа обратил внимание собравшихся на обстоятельства покупки "Роснефтью", тогда еще всего лишь четвертой по объему добычи в РФ, небольшой компании "Северная нефть". Он поставил вопрос об истинных мотивах сделки в связи завышенной ценой, заплаченной за актив.
В частных разговорах вскоре после ареста главы ЮКОСа многие предприниматели не высказывали ему сочувствия, вместе с тем признавая, что он "сидит не за то, что сделал". В числе претензий к Ходорковскому они называли агрессивную манеру ведения бизнеса в 1990-х годах; жесткое отношение к миноритарным акционерам во второй половине 1990-х годов; а также вопросы, возникшие у кредиторов контролируемого им банка "Менатеп", обанкротившегося после финансового кризиса 1998 года.
Арест
К моменту ареста Ходорковского уже несколько месяцев находились под стражей экс-глава отдела внутренней экономической безопасности ЮКОСа Алексей Пичугин и соучредитель банка "Менатеп" Платон Лебедев: первый был задержан в июне по обвинению в убийствах и покушении на убийства, второй — в начале июля 2003 года по подозрению в мошенничестве.
Как вспоминает пресс-секретарь ЮКОСа Александр Шадрин, утром 25 октября 2003 года сразу после приземления в Новосибирске самолет Ходорковского был блокирован грузовыми машинами. "Подъехали два автобуса с вооруженными людьми, которые ворвались в самолет с криками: "Оружие на пол!" Потом они сказали Ходорковскому, что он должен пройти с ними, предъявив ему некое предписание о задержании", — рассказывал Шадрин.
В ноябре 2003 года Ходорковский ушел с поста главы ЮКОСа — как объяснил он сам, чтобы вывести компанию из-под удара.
"Я ухожу из компании. Уверен, что высокопрофессиональная, сплоченная команда опытнейших менеджеров при поддержке совета директоров успешно справится с задачей глобализации бизнеса "ЮКОС-Сибнефти", — заявил тогда Ходорковский. Тогда ЮКОС еще вел переговоры о продаже блокирующего пакета американскому гиганту ExxonMobil.
Не вышло
Но глобализации не получилось, как и слияния с "Сибнефтью". Вместо этого ЮКОС стал поговаривать о банкротстве — впервые уже в 2004 году в связи с продажей активов "Юганскнефтегаза". Тогда в банкротство нефтяного гиганта никто не верил, со стороны мировой общественности все чаще звучала критика в адрес российских властей.
По мнению западных экспертов, "дело ЮКОСа" было исключительно политическим: якобы глава компании чересчур увлекся политикой и стал реальной угрозой действующей власти. Российские власти, включая лично Владимира Путина, категорически отрицали любые мотивы преследования Ходорковского, кроме экономических.
Налоговики 21 ноября 2007 года поставили точку в одном из самых громких и спорных дел современной России: некогда крупнейшая нефтяная компания ЮКОС перестала существовать как юридическое лицо. Чуть ранее, 12 ноября, Арбитражный суд Москвы прекратил конкурсное производство в отношении ЮКОСа, длившееся 15 месяцев. За это время были реализованы его активы более чем на 800 миллиардов рублей.
Активы ЮКОСа были распроданы на нескольких аукционах, и его фактическим наследником стала государственная "Роснефть", вырвавшаяся в лидеры и благодаря покупке активов ЮКОСа, и проведенному IPO.
Спасибо Юкосу за это
В 2007 году "Роснефть" приобрела на аукционах в рамках банкротства ЮКОСа крупные добывающие активы в разных регионах — "Самаранефтегаз", Восточно-Сибирскую нефтегазовую компанию, 50% "Томскнефти". Совокупные доказанные запасы углеводородов этих компаний составляют порядка 1,5 миллиарда баррелей нефтяного эквивалента, а объем добычи нефти превышает 15 миллионов тонн в год.
Кроме того, были приобретены пять крупных НПЗ (Куйбышевский, Новокуйбышевский, Сызранский, Ангарский и Ачинский), что позволило "Роснефти" увеличить нефтеперерабатывающие мощности более чем до 55 миллионов тонн нефти в год. "Роснефть" также расширила свою розничную сеть в 2,5 раза, до 1,7 тысячи АЗС.
На приобретение активов ЮКОСа "Роснефть" привлекла кредиты на 22 миллиарда долларов, которые были погашены в сентябре 2008 года.
Благодаря новым приобретениям в 2007 году "Роснефть", созданная в 1993 году, продемонстрировала лучшие результаты за всю свою историю и вышла в лидеры отрасли, обеспечив более 20% российской добычи нефти. Компания вышла на первое место и по суммарным мощностям переработки нефти и стала обладателем второй по величине национальной сети АЗС.
Лидерство в нефтяной отрасли "Роснефть" сохраняет до сих пор. Если в 2003 году она добыла только 19,6 миллиона тонн нефти, то теперь ее добыча выше более чем в 10 раз — план на 2013 год составляет 207 миллионов тонн.
Многие эксперты считали, что падения ЮКОСа удалось бы избежать, если бы Ходорковскому удалось договориться о продаже ExxonMobil пакета в компании.
Но в итоге американский гигант стал партнером "Роснефти" — в 2011 году компании заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве для совместной работы на российском шельфе и в Западной Сибири. В 2012 году для работы на шельфе были созданы совместные предприятия, а "Роснефть" получила долю в проектах американской компании в Техасе, Мексиканском заливе и Канаде.
Другая идея ЮКОСа — строительство нефтепровода в Китай — была реализована также государственной "Транснефтью".
По словам адвоката Антона Дреля, Ходорковский не жалел, что не уехал за рубеж. "Он не жалеет о том, что сегодня произошло с ним. Не жалеет о том, что не уехал за границу. Он находится с хорошем расположении духа", — сказал защитник.