НОВОСИБИРСК, 23 окт — РИА Новости, Мария Кормильцева. Наружная реклама, как свидетельствуют архивные фотографии, существовала в начале прошлого века в Ново-Николаевске исключительно в виде вывесок и не содержала информации о качестве и конкурентных преимуществах товара или подробностей об оказываемых услугах.
На месте этого дома, сфотографированного в начале XX века, в настоящее время находится правительство Новосибирской области. Принадлежал магазин семье русского купца, первого городского головы Ново-Николаевска Владимира Ипполитовича Жернакова.
Размещались надписи и на здании горисполкома. В 1930-е годы так выглядел дом №34 по Красному проспекту, который сейчас занимает мэрия. Не все знают, что когда-то оно было не пяти-, а трехэтажным. Снимок сделан в 1934 году, незадолго до реконструкции.
Сейчас на мэрии нет портретов руководителей государства, а в 1934 году здание венчал портрет Иосифа Сталина. Помимо прочих транспарантов на фасаде виден "пламенный пролетарский привет" председателю ЦИК СССР Михаилу Калинину.
В фондах городского музея есть образец рекламы 1896 года — обертка свадебного мыла. Этим мылом не мылись, на свадьбе невеста помещала его в лиф для запаха. Выполнивший роль духов в знаменательный день брусочек становился семейной реликвией.
Спустя 117 лет это мыло ничем не пахнет, но судя по рекламе на упаковке, продукцией "Товарищества Ралле и компания" пользовались первые лица государства.
В продолжение "мыльной" темы — реклама товара, произведенного в Ново-Николаевске в 20-е годы прошлого века. Сейчас это предприятие называется Новосибирский жировой комбинат.
Как рассказал представитель музея, развитие рекламы в городе надолго замерло после эпохи НЭПа. Это, отметил он, неудивительно, поскольку реклама нужна в условиях рынка, а не диктатуры.
Историю города музейные работники не только сохраняют, но и, хотя бы частично, стараются сделать доступной для любознательных горожан. Например, этот номер газеты "Обская жизнь", выпущенный 13 марта 1910 года, можно прочесть от корки до корки, не боясь повредить. Он отсканирован, нанесен на специальную пленку и выставлен в зале.
Первая и последняя полосы "Обской жизни" полностью состояли из рекламных объявлений. Это было свойственно и другим новониколаевским газетам того времени.
Образец печатной рекламы начала XX века. Это газетное объявление приглашало горожан за обувью в магазины Григория Даниловича Маштакова. "Цены дешевые, в чем прошу убедиться лично", — зазывал купец.
В Ново-Николаевске в начале ХХ века издавали несколько периодических изданий. Первый номер первой городской газеты вышел 30 марта 1906 года. Называлась она "Народная летопись", выходила на четырех страницах формата А3. Издавал газету и печатал в своей типографии Николай Павлович Литвинов — общественный деятель, сыгравший значительную роль в истории города.
Позже у него печатались и другие газеты, а в 1912 году Литвинов выпустил первый справочник по Ново-Николаевску. На снимке: третье издание справочника, которое было выпущено в 1993 году к 100-летию города.
Справочник содержал информацию об истории возникновения города, его экономике, благоустройстве, культуре, было в нем и рекламное приложение.
Рекламисты того времени, в отличие от сегодняшних, имели право говорить "лучший" о себе и своем товаре, сейчас это запрещено законом. Век назад братья Поляковы, владеющие магазином и сапожной мастерской, без стеснения сообщали: "Имеем самых лучших мастеров, принимаем заказы и выполняем под личным наблюдением и без замедления".
Берданку в 1912 году в Ново-Николаевске можно было купить за 7 рублей 50 копеек. Много ли это? Пресс-секретарь музея Юрий Лобанов рассказывает, сколько получали в то время.
"В 1910 году зарплата чернорабочего была примерно 30-35 рублей в год, машинист паровоза — около 100 рублей, и это было очень много", — говорит собеседник.
Рекламируется в справочнике, например, мельница почетного гражданина Ивана Луканина. Этот бренд существует и сейчас, фамилию купца "взяла" для своей продукции Новосибирская макаронная фабрика.
Традиция того времени — размещать информацию о культурных событиях в жизни города под "шапкой" газеты.
В пятницу, 29 сентября 1917 года, с первой полосы газеты жители Ново-Николаевска могли узнать, что в этот день они могут посмотреть фильмы "Жемчужный венец", "Быть бычку на веревочке", узнать, какие спектакли и другие шоу готовятся к постановке.
Например, в эти дни шла работа над шоу "Свадьба на льду" с участием известных конькобежцев, а в день выхода газеты горожан приглашали на представление гастролирующего итальянского цирка.Из объявлений на последней полосе жители узнавали, как можно провести досуг, какие проценты по кредитам взимают банки, кому нужна прислуга, кто продает дом, а где проходит распродажа. Пожалуй, век назад, отмечают в музее, газеты были главной рекламной площадкой города.