Центр боевой подготовки и переучивания летного состава армейской авиации в Торжке — это единственная в России воинская часть, на базе которой могут обучаться все вертолетчики в стране, имеющие отношение не только к армии, но и к другим силовым и спасательным структурам. Также этот Центр известен тем, что в нем базируется уникальная в своем роде пилотажная группа на вертолетах "Беркуты". Накануне Дня армейской авиации, который отмечается 28 октября, корреспондент РИА Новости Анна Юдина побывала в Центре и понаблюдала за тренировочными полетами вертолетов.
Ми-8
Территория Центра — огромная, пешком здесь не походишь, сотрудники используют машины и велосипеды. После короткого инструктажа по безопасности и согласования планов по съемкам едем на летное поле. Мимо мелькают казарменные здания и хозяйственные постройки, музей вертолетов под открытым небом. Наконец видны и сами вертолеты — целое "стойбище" машин разных размеров и окраски.
У каждой есть свое место для стоянки, своя дорожка для выруливания. Некоторые — совсем старые, со снятыми лопастями, другие — поновее, но видно, что не "на лету". И, наконец, "рабочие лошадки", которые летают часто. Над некоторыми и сейчас хлопочут техники. Несколько вертолетов близко друг от друга висят в воздухе, совсем низко над землей.
Подъезжаем к Ми-8 — самому известному и многочисленному из всех вертолетов мира. Забираемся внутрь. Кабина — рабочая, просто скамеечки по стенам, а в середине пусто, чтобы можно было и ящики с боеприпасом загрузить, и снаряжение.
Вертолет идет настолько ровно, что можно забыть про ветер и двести с лишним метров, которые отделяют от земли. В Центре вертолетчиков только так и учат — чтобы безукоризненно управлялись с любыми винтокрылыми машинами.
Нарезав несколько гигантских кругов, опускаемся обратно и едем на место стоянки. Ми-8 даже не вздрогнул за весь полет, так что, наверное, топливо ему понравилось.
— Ну, решайте, кто привязывать будет, — неторопливо говорит нам штурман, когда лопасти останавливают движение.
Мы растерянно переглядываемся.
— Покатались, а кому теперь зачехлять вертолет?— с серьезными лицами поясняют пилоты и, не выдержав, начинают смеяться.
Зачехление любого вертолета после работы — строгое правило. Бортинженер откидывает люк в верхней части кабины, выбирается наружу, вытаскивает за собой брезент и начинает закутывать здоровенные вентиляционные установки под винтом и верхнюю часть главного редуктора (механизма, помогающего крутить несущий винт вертолета — прим. ред.)
Ми-26
Подходим к самому большому в мире военно-транспортному вертолету Ми-26. Все-таки он больше похож на самолет. Длина — 40 метров, максимальная взлетная масса — 56 тонн. Летчики в шутку называют его "летающая корова".
— Это не корова, а целый слон с пропеллером, — шутит один из них.
Внутри "слона" два здоровенных продолговатых топливных бака, они занимают почти всю свободную площадь. Пахнет краской и металлом. Модификаций у Ми-26 много — это и летающий кран, и госпиталь, и средство для высадки десанта, но не в последнюю очередь, это топливозаправщик.
Подходит подтянутый и строгий командир, молча кивает, разрешая производить съемку в кабине пилотов. Кабина, кстати, по сравнению с "закутком" у Ми-8, выглядит как маленькая комната.
— Экипаж у нас — пять человек, не меньше, — объясняет бортинженер, приподнимая наушники над теплой шапкой.
В кабине пилотов тепло. Командир сначала устраивается в кресле поудобнее, потом встает и вынимает из кармана форменной куртки щегольские кожаные перчатки. Такие обычно у заправских мотогонщиков.
У второго пилота на левом колене закреплен небольшой планшет с бумажкой. На ней алгоритм предполетной проверки — что и в какой последовательности нужно нажать и повернуть. Тумблеров, кнопок, рукояток и рычажков столько, что глаза разбегаются. Пилоты уверенно чем-то щелкают. Вертолет словно вздыхает и начинает потихоньку двигать лопастями.
Ми-26 аккуратно разворачивается и начинает двигаться к взлетной полосе. Грохот от огромных лопастей выдержать без наушников невозможно. Подъехав к своему белому кругу на полосе, "двадцать шестой" какое-то время выжидает, потом плавно отрывается от земли, зависает ненадолго и отправляется в полет.
Из-за больших размеров и массы вертолета любое его движение в воздухе более ощутимо, чем на Ми-8. Кабина начинает подрагивать, когда вертолет набирает скорость. Летчики отрабатывают ход на максимальной скорости, проходят заданный маршрут и спустя полчаса приземляются. Полет прошел незаметно.
Ми-28
"Двадцать восьмые" стоят чуть поодаль от общего вертолетного поля. У каждого вертолета своя маленькая площадка. К тому, который скоро будет взлетать, подъезжает машина. Солдатик в теплом ватнике, спрыгнув с водительского места, подтаскивает к узкому хвосту вертолета какой-то толстый провод, подсоединяет его.
— Это большой аккумулятор на колесах, — объясняют техники. — Конечно, вертолет можно запустить и без него, но тогда он будет летать как слепой… В общем, свои особенности.
— Я сейчас ее к вам поверну, и увидите, — говорит бортинженер и что-то нажимает на панели. Внизу под кабиной в движение приходит большой цилиндр, разворачивается, и большой фасеточный "глаз", состоящий из нескольких объективов, внимательно смотрит вперед, а потом снова прячется внутрь.
"Охотник" шевелит и своей носовой пушкой — она с механическим звуком ездит туда-сюда, угрожающе глядя вперед 30-миллиметровым стволом. Ми-28 — это ударный, боевой вертолет, отсюда и его характерный "хищный" облик: узкий хвост, отсутствие пассажирского отсека, отдельные места для пилота и штурмана-оператора.
— Вертолет прекрасный, он все может. Особенно хорош на больших скоростях — очень маневренный, — с жаром говорит бортинженер. — По бокам у него на внешних балочных держателях можно прикрепить противотанковые управляемые сверхзвуковые ракеты или блоки с неуправляемыми ракетами. Можно запасные топливные баки поставить.
В это время к площадке подъезжает командир экипажа — один из летчиков единственной в России пилотажной группы "Беркуты" Александр Воронов. Он вместе со штурманом обходит вокруг вертолета, придирчиво осматривает все крепежи, проверяет каждую мелочь.
"Беркуты" редко летают вместе. Но поодиночке тренируются. Специально для РИА Новости авиаторы Торжка согласились показать небольшое сольное выступление Ми-28.
"Охотник" запускает винты и спустя пару минут отрывается от земли, эффектно уходит вверх, прошумев над головой. Он умеет двигаться боком, задом наперед, быстро поворачиваться вокруг своей оси, накручивая в воздухе большие спирали. Может описать полукруг и начать резкий, почти перпендикулярный земле подъем, который очень трудно выполнять на вертолетах. Ми-28 может выдерживать очень большие углы крена и тангажа (наклон вертолета по продольной оси — ред.)
На малых высотах пилотаж особенно зрелищен, но опасен: летчикам необходимо точно рассчитать высоту и угол поворотов, чтобы вписаться в них.
Наконец, блеснув на солнце гранями бронированного стекла, "охотник" начинает спускаться вниз. Затем размашисто "кивает" всем корпусом то вперед, то назад и улетает на посадку.