Масштабный фестиваль "ПРИМotion", приуроченный к 75-й годовщине Приморского края, отгремел во Владивостоке. Среди выступавших был и музыкант Олег Чубыкин, который начинал свою карьеру во Владивостоке. В интервью РИА Новости он рассказал о том, почему уехал в Москву, об особенностях приморской рок-сцены и своем желании вернуться в родной край через 20 лет.
- Вы уже десять лет живете в Москве. Почему в свое время вы решили переехать в столицу?
— Началось все с того, что Леонид Бурлаков (первый продюсер групп "Мумий Тролль", "Земфира" и "Братья Гримм" — ред.) пригласил группу "Тандем" в Москву. Он помог с покупкой билетов, мы переехали, и группа тут же распалась. Печали не было — мы же приехали покорять столицу! Нас тогда MTV хотело сделать лицом канала. Однако руководство на нем сменилось, и лицом канала мы так и не стали.
Тем не менее, мы решили не возвращаться в Приморье. Во-первых, у меня в семье родился ребенок. А во-вторых, стало понятно, что во Владивостоке сворачивается вся культурная программа, связанная с рок-музыкой. Раньше в крае работала радиостанция New Wave — "Новая волна", вокруг нее собиралась культурная среда: фестивали, газеты, журналы, публика.
- Сложно ли было, приняв решение о переезде, расстаться с друзьями, морем, была ли ностальгия потом?
— Я и не расставался с Приморьем, так как почти все переехали в Москву. Большая часть местной тусовки оказалась в столице, Павел Руминов (сценарист и режиссер, автор 15 фильмов, среди которых "Мертвые дочери" и "Я буду рядом ", получивший Гран-при на "Кинотавре-2012" — ред.) уехал со мной, Леонид Бурлаков уже жил в Москве. Я первое время общался в основном с земляками. А если говорить о море — море внутри.
У меня была очень сильная ностальгия первые года четыре. Я несколько раз приезжал в Приморье, потом стал ездить чаще. Мне очень нравится бывать здесь, это очень важные поездки. Для меня это встречи с друзьями, здесь публика меня знает лучше. Последние несколько лет мы дважды в год бываем в Приморском крае. Вообще, переезды — это тяжело, но мы ездим два раза в год в лучшее место России.
Через 20 лет я перееду сюда, в Приморье. Мне кажется, здесь качество жизни лучше. В Москве люди зарабатывают деньги, а здесь живут для удовольствия, вот и разница. Это проблема всех больших городов типа Москвы. Для жизни они не приспособлены.
- Отличается ли приморская публика от тех, кто приходит на ваши концерты в столице?
В Москве публика более спокойная, там приходят выпить под любимую музыку. А на Дальнем Востоке самый веселый народ. Можно сказать, что в Москве публика более избалованная. Но самые избалованные слушатели — в Санкт-Петербурге. Там обилие местных групп, обилие гастролеров, и там концерты всегда очень странно проходят в этой связи.
В городах поменьше теснее контакт между аудиторией и артистом. В Москве все начинают петь хором на шестой песне, а во Владивостоке — уже на второй или даже на первой.
- Вы следите за музыкальной сценой Владивостока и Приморья, что интересного подметили для себя?
— Специально не слежу, но как-то раз был на концерте группы Mari! Mari! в Москве — отличная команда, веселая, с драйвом. Не скажу, что во Владивостоке происходит возрождение местной сцены, — это, скорее, продолжение традиций.
Раньше существовала вокруг местной музыки какая-то индустрия, но она больше держалась на энтузиазме. В России нет ни одного печатного музыкального издания, а тогда во Владивостоке в рамках одного города издавались глянцевый журнал о местной музыке и газета.
Кроме того, гремел фестиваль "Пацифик", который проходил не только во Владивостоке, а еще в Уссурийске, Хабаровске, на Сахалине. Это было целое движение. Но, разумеется, все это в итоге закончилось. Пришло "Русское радио" и всех победило.
- Как вы относитесь к тому, что многие молодые музыканты поют на английском языке?
— Сейчас многие поют на английском языке, это как раз говорит о том, что нет индустрии вокруг. Зарабатывать в России деньги музыкой на английском, мне кажется, глупо.
Когда группа молодая, она начинает с подражания, а потом музыканты начинают осознавать, что публика должна их понимать. Переход на русский язык — это очень сложная история. Поэтому у многих англоязычные тексты — это просто способ завуалировать отсутствие мысли.
- Что вы думаете об идее празднования 75-летия Приморского края — есть мнение, что это повод, притянутый за уши?
— Любые праздники притянуты за уши, но они должны быть, потому что это повод гордиться местом, в котором ты родился и живешь. Я вот, когда в прошлый раз был в родном Арсеньеве, купил двухтомник Владимира Клавдиевича Арсеньева и читаю. Стараюсь в этом городе чаще бывать.
- Как изменился Владивосток со времени вашего последнего приезда? Вы почувствовали, что город стал другим?
У меня есть ритуал: когда бываю во Владивостоке, в районе остановки "Спортивная" есть магазин чая, а рядом продаются специи. Обязательно туда захожу. Мне друзья заказов разных дали, какую-то черную японскую зубную пасту купить. А в Приморье одно из любимых мест — это бухта Витязь. У меня там "крышу снесло" в прошлом году от красоты местной природы, и я там же написал песню "Вечное лето". Это место силы.
- Как рождаются ваши песни, как происходит работа над текстом и музыкой?
— Самые лучшие песни приходят уже в готовом виде, с аранжировкой. У меня очень хорошая музыкальная память, я еще в детстве ее натренировал. Плееров в моем детстве не было, я слушал дома музыку, виниловые пластинки. По дороге в школу она у меня продолжала играть в голове, с первого трека, все последовательно, как раз одна сторона альбома The Beatles Sgt Pepper's lonely hearts club band, например. В обратную сторону — вторая сторона.
Все творчество идет из подсознания, из глубин. Я знаю: если ты написал музыку и сразу не придумал стихи, то песни не будет. Ты будешь потом год мучиться, два. Все должно родиться одновременно — как интуитивное прозрение.