Кто диктует моду в Сибири и зачем воспитывать местных модельеров? Какой будет одежда в будущем и каким должен быть дресс-код школьников и учителей? Что надеть этой зимой? На эти вопросы в интервью корреспонденту РИА Новости Марии Кормильцевой накануне открытия 15-го конкурса "Сибирский кутюрье" ответил его создатель и бессменный организатор — новосибирский художник-модельер Виктор Феоктистов.
- Виктор Викторович, зачем нам свои кутюрье, конкурсы для них, если весь мир одевается одинаково и местным модникам интересны даже не столичные, а зарубежные тенденции?
Мы хотим показать — идея жива, мы не хуже зарубежных дизайнеров. Тем более, никто лучше нас не может сказать, какая мода должна быть для нас, сибиряков. Мы здесь находимся, знаем климат, условия жизни.
В Сибири каждый регион имеет свой стильный кураж, свои тенденции, акцентирует внимание на чем-то своем. Можно сравнить, как в Новосибирске люди одеты и как в Кемерове, там стиль немножечко другой.
Наш конкурс "Сибирский кутюрье" международный, второй год проводится в рамках Таможенного союза, то есть участвуют Казахстан и Беларусь. Но большинство участников — Сибирский федеральный округ.
Всего обычно показываем не более 30 коллекций, чтобы не было тяжело для зрителей. Мы делаем театрализованное дефиле, и, кстати, судя по последней Неделе моды в Париже, мы не отстаем, там тоже были показы в шутливой форме.
- Кто формирует ассортимент наших магазинов? Почему вы шьете в Китае, а не в Новосибирске?
Перспективы бизнеса в России, также как и индустрия моды, у меня лично в большом сомнении, потому что сохраняется стремление к дешевым деньгам. Девяностые годы, когда можно было что угодно продать, накручивая 600-1000%, прошли, а менталитет, к сожалению, не поменялся.
Тогда те, кто раньше стоял за чертежной доской в проектных институтах, работал на различных предприятиях, после их закрытия занялись свободной торговлей. Не всегда эти люди, ставшие байерами (специалистами по закупкам), владеют ситуацией, знают, какое изделие привезти. Они ориентируются на продажи, то есть, если изделие пользовалось в прошлом году спросом, они его стараются снова привезти. И нет развития моды.
Конечно, мы идем своим покупателям навстречу, немножко корректируя прошлогодние модели, и предлагаем их в новом образце. Очень сложно работать с байерами, они не всегда берут ту продукцию, которая на наш взгляд актуальная, стильная и модная. У них свое представление, что должно быть и как должны одеваться.
- Известно, что вы разработали костюмы для Сибирского русского народного хора. Расскажите о них…
— С Сибирским хором мы сотрудничаем давно, сейчас у нас идет казачья тема. Это образ не южной казачки, а сибирячки. Сибирь — это место ссылки представителей разных национальностей, естественно, они оказывали влияние друг на друга и в разговоре, и в костюме.
Это собирательный образ, он трансформирован через современный подход и современное видение костюма. То есть мы не перерабатываем этнический костюм априори, мы создаем новый, современный, чтобы люди, приходящие на концерты, получали эстетическое удовольствие. То есть не надо нам бабушкиного костюма из сундука, сегодня он не будет понятен, поэтому мы говорим на языке нашего времени.
- Вы же одеваете и капельдинеров Государственного концертного зала имени Каца…
— Капельдинеров мы еще не одели, у них пока нет финансирования. Эскизы сделаны, мы обговорили форму, цвет, как это должно выглядеть. В ближайшее время, как только будут средства на новую униформу, я думаю, мы эти костюмы сделаем, потому что такой зал нуждается в определенной стилистике, в том числе и во внешнем облике работающих в нем.
Как описать костюмы? Разве что цвет… Если обивка коричневая, мы, конечно, костюмы коричневые не сделаем. Это должен быть цвет морской волны, отражающий вот эти преломляющие оконные витражи Государственного концертного зала, перекликающийся с ними. Мы хотим оживить пространство цветом. Кроме того, надо чтобы эти костюмы не сливались с одеждой публики, чтобы сразу было видно, что этот человек работает здесь.
- Кого еще хотели бы одеть, может, новосибирских учителей?
— Недавно показывали кассету с разработкой новой школьной формы. Это ужасно, это обратно в 1980-е. Пропорции старые, несовременные, подход вчерашнего дня. И потом, почему наши маленькие дети должны быть в костюмах? Им это неудобно. Ведь есть жилеты, можно и вязаные жилеты предложить. А брюки, джинсы пусть надевают какие угодно.
Я считаю, человек волен выражать свое видение костюма. Я понимаю, что учительница не может приходить в декольтированном платье и показывать свои прелести старшеклассникам, возбуждая у них сексуальные желания. Определенные ограничения должны быть, но нельзя загонять в рамки.
Как мы можем одеть их всех одинаково? У нас учителя разных пропорций, разных размеров, цветотипы отличаются. А мы говорим: для всех длина по щиколотку, оденем всю школу одинаково. И если женщине вообще не идет этот цвет, зачем чтобы она его надевала?
- Какой будет мода этой зимы? Что вы посоветуете женщинам?
— Прежде всего, если в этот так называемый период плохой погоды мы одеваемся в черное, незаметное, то настроение портится. Поэтому добавляйте ярких красок, используйте натуральный мех.
Все "зеленые" призывают носить искусственный мех. Пусть они носят его в теплых странах, это нормально. Но когда у нас здесь девять месяцев холода, мы должны себя порадовать красивой одеждой. Натуральный мех дает возможность в первую очередь комфортно переносить зиму.
Еще хочу обратить внимание вот на что. Сейчас нет поддержки тенденции, чтобы туфли или сапоги, сумка и перчатки были одного цвета. Сейчас это не привязано друг к другу, но я — приверженец классики. Считаю, что эти цветовые пятна должны работать.
Отдельное пятно может быть в летнем варианте, когда у вас нет верхней одежды, и сорочка, джинсы, обувь, сумка — все может быть разных тонов. А в сезонной одежде, считаю, перчатки могут быть в одном цветовом контексте с сумкой, хорошо, если головной убор сочетается с обувью. Эти старые советы классического варианта остаются вне зависимости от моды.
- Уже давно в моде ничего существенно не меняется. Чего ждут модельеры?
Впрочем, и сейчас мы уже можем исполнить себе в 3D блузку, закладываем параметры в компьютер — и вот она вам, пожалуйста.
В будущем мы сможем на 3D-принтере печатать одежду. Это не далекое будущее, вполне реальное, многие специалисты на Западе уже занимаются этим вопросом и показывают образцы.
Я думаю, внешний облик останется таким, каким мы видим его сегодня, но он изменится за счет тканей, технологий обработки. Они должны обеспечить комфорт. Может, одежда не будет прошиваться, будет каким-то образом склеиваться или формироваться. Думаю, это как раз те технологии, которые немножко-немножко — и уже у нас будут.
СПРАВКА:
Международный конкурс "Сибирский кутюрье" пройдет 17 октября 2013 года в 15-й раз. В нем принимают участие самостоятельные авторы, творческие коллективы, молодые модельеры — студенты вузов и средних специальных заведений из различных регионов России и зарубежья. Возраст участников до 35 лет.
Представленная на конкурс коллекция должна включать не менее трех моделей в одной из номинаций, всего их девять: городской костюм (прет-а-порте), нарядная (вечерняя) одежда, авангард, костюм в стиле "этно", театральный костюм, обувь и аксессуары. В отдельной номинации представлены батик, валяние и изделия из войлока. Также есть номинация для профессионалов и номинация, в которой представлены не готовые модели, а их эскизы.
Гран-При конкурса присуждается участнику, коллекция которого единогласно получила у жюри максимальный балл. Ему вручается серебряная пуговица с бриллиантом и золотой иглой. Автор работы: ювелир, член союза дизайнеров России Марк Болдин.
Коллекция победителя будет рекомендована для участия в международном конкурсе дизайнеров одежды в Пекине.
За время проведения конкурса было отсмотрено более 2,5 тысячи коллекций, отобрано для участия в конкурсе порядка 400 модельеров. Девять модельеров, участников конкурса открыли авторские мастерские под своим логотипом. Трое дизайнеров успешно работают за рубежом.
Учредитель конкурса и художественный руководитель — Виктор Феоктистов, член союза дизайнеров России, президент фонда "Высокая мода Сибири".