БРЮССЕЛЬ/МОСКВА, 11 окт — РИА Новости. Евросоюз запросил Всемирную торговую организацию о созыве панели арбитров для разбирательства по режиму уплаты утилизационного сбора на автомобили в РФ. Для Москвы это первое "панельное" разбирательство в рамках ВТО, которое начинается к тому же на фоне ситуации на таможне между Россией и Литвой. Если ВТО сочтет РФ неправой в вопросе утилизационного сбора, а Москва не отменит действующей режим, ей грозят санкции от Евросоюза, например, увеличение тарифов на экспорт в этот регион — крупнейший торговый партнер России.
Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>
Сейчас утилизационный сбор уплачивается только при ввозе машин в Россию, работающие в стране производители могут взамен предоставлять властям гарантию безопасной утилизации авто в будущем.
Сбор, введенный вскоре после присоединения РФ к ВТО, нивелирует сокращение импортных тарифов, принятое страной со вступлением в организацию, заявляет Еврокомиссия (ЕК). Она отмечает, что утилизационный сбор серьезно влияет на экспорт транспортных средств из ЕС в Россию, оцениваемый примерно в 10 миллиардов евро в год. При этом, как отметил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт, для еще не восстановившейся от кризиса экономики ЕС автомобильная отрасль является ключевой.
Проблема в цифрах
Сбор для новых машин, ввозимых в Россию из Евросоюза, составляет от около 420 до 2,7 тысячи евро, для машин старше трех лет — от 2,6 тысячи до 17,2 тысячи. Для ряда автотранспортных средств, например, определенных карьерных самосвалов, сбор может превышать 145 тысяч евро, сообщает Еврокомиссия. "По оценкам России, сбор приносит дополнительные 1,3 миллиарда евро в год в казну страны", — говорится в сообщении ЕК.
Россия является третьим по важности торговым партнером Евросоюза. В прошлом году экспорт из ЕС в РФ составил 123 миллиарда евро, импорт — 213 миллиардов. "Это делает ЕС крупнейшим торговым партнером России", — отмечает ЕК.
Около 80% эксперта РФ в Евросоюз — сырье, ЕС поставляет в Россию в основном машины и транспортное оборудование, в том числе транспортные средства (около 50%), добавляет ЕК.
История вопроса
Практика уплаты сбора вызывала озабоченность Евросоюза, и в конце февраля Минэкономразвития (МЭР) РФ объявило, что российские производители будут вносить такие же платежи, что и иностранцы. Однако законодательно этот вопрос в России пока не решен.
Евросоюз 9 июля инициировал процедуру разрешения спора с РФ в ВТО по этому поводу, Япония подала аналогичный запрос 24 июля. Правила организации отводят участникам спора минимум 60 дней на консультации — мирное урегулирование проблемы без привлечения сотрудников ВТО. Этот срок по спору РФ с ЕС истек 7 сентября. Консультации 29 и 30 июля не привели к решению вопроса, сообщила Еврокомиссия.
Таким образом, в сентябре Евросоюз получил право запросить формирования специальной панели (группы) по урегулированию спора в рамках ВТО. Запрос ЕС будет рассмотрен 22 октября на заседании комитета по урегулированию споров ВТО. Россия может отклонить первый запрос о формировании панели, чтобы продолжить консультации, но если ЕС подаст повторный вопрос, его она не сможет отклонить. Из сообщения Еврокомиссии следует, что второй запрос на формирование панели ЕС может подать уже в ноябре, на следующем комитете по разрешению споров.
Еврокомиссар де Гюхт заявил в четверг, что ЕС использовал все возможные пути, чтобы найти приемлемое для обеих сторон решение и у него не осталось выбора, кроме как жаловаться в ВТО. Директор департамента торговых переговоров МЭР России Максим Медведков позднее отметил, что Еврокомиссия отказывается от поиска взаимоприемлемого решения.
При этом запрос на формирование панели от ЕС поступил через несколько дней, после того, как Госдума приняла в первом чтении законопроект, согласно которому российские автопроизводители будут уплачивать утилизационный сбор. Пресс-секретарь ЕК Джон Клэнси заявил в четверг, что вопрос этого сбора был поднят довольно давно, но пока неясно, когда новый режим уплаты сбора будет легализован. Нарушение правил требует действий, сказал Клэнси.
"ЕС будет предпринимать усилия, чтобы закон был принят как можно быстрее. Первое чтение — это еще не принятый закон", — отметил советник Института современного развития Никита Масленников.
Светлый путь к санкциям
"Настоящее дело примечательно тем, что позиция России по утилизационному сбору является довольно слабой", — считает партнер юридической фирмы ЮСТ, адвокат Александр Боломатов.
Источник в торговых кругах Женевы, где находится ВТО, рассказал РИА Новости о возможных путях урегулирования спора между РФ и ЕС в рамках ВТО.
После решения в ВТО о созыве панели арбитров стороны должны будут согласовать ее состав из трех сотрудников организации. Эта группа в течение шести месяцев должна будет принять решение о том, кто прав в споре. Это решение может быть обжаловано. Решение апелляции будет окончательным, стороны должны будут его применять.
Если в процессе работы панели арбитров Россия окончательно примет законодательство о том, что отечественные производители будут платить утилизационный сбор наравне с импортерами, это не приведет к автоматической остановке работы панели. Досрочно прекратить ее работу можно лишь по запросу заявителя, в данном случае ЕС. Такой запрос может быть подан, например, если Евросоюз устроит ситуация со сбором (скажем, если в РФ примут соответствующий закон, и ЕС он устроит). Если Евросоюз будет по-прежнему считать, что налоговый режим в РФ нарушает правила ВТО, то работа панели арбитров будет продолжаться.
Если процесс разбирательства не будет досрочно прерван, по его окончании выигравшая сторона сможет запросить у проигравшей изменения действующей практики, нарушающей нормы ВТО. У проигравшей стороны будет время, чтобы сделать это. Если она этого не сделает, заявитель сможет наложить санкции, рассказал источник.
В случае, если в споре проиграет Россия, санкции могут выразиться в росте тарифов на экспорт продукции из страны в Евросоюз. "Тогда экспорт из РФ в ЕС может легально стать более дорогим", — отметил источник. Санкции могут действовать до того времени, пока проблема с нарушением правил ВТО не будет устранена.
Источник добавил, что ЕС не сможет потребовать возмещения ущерба от РФ за действовавший режим утилизационного сбора в рамках правил ВТО.
Мнения
МЭР России расценивает заявление пресс-секретаря ЕК Клэнси о продолжении разбирательства в ВТО по утилизационному сбору независимо от принятия закона, выравнивающего условия для отечественных и иностранных производителей, как нежелание Еврокомиссии найти компромисс и выслушать доводы российской стороны, заявил Медведков. Он выразил сожаление и разочарование в связи с запросом ЕК на создание панели арбитров.
Адвокат Боломатов из ЮСТ считает, что этот случай инициирования процедуры разрешения спора в рамках ВТО "крайне важен и значим". "На его примере, а возможно, и на ряде грядущих, будут сформулированы общие принципы практической работы договоренностей, которые обсуждались при вхождении России в ВТО", — сказал он.
Боломатов напомнил, что Россия вошла в ВТО, не сделав много существенных для ее интересов оговорок. "Россия пошла на значительные уступки в ходе согласования с каждой страной-членом условий вступления в ВТО. Теперь наступают последствия этих действий, поскольку в рамках ВТО существуют понятные способы разрешения споров и, пользуясь тем, что Россия не смогла отстоять существенные для себя условия вхождения в ВТО, в настоящее время начнет проверяться на прочность решимость России подчиниться решениям, принимаемым в рамках ВТО", — сказал он.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов заявил, что утилизационный сбор не должен распространяться ни на отечественных автопроизводителей, ни на их иностранных коллег. "Думать надо было тогда, когда мы вступали в ВТО и договаривались об условиях тарифной защиты автомобильной промышленности. Такие неуклюжие действия — они ничего хорошего нашей промышленности не дали, зато опозорили нашу страну на весь мир. Мы выступаем мелкими такими жуликами. Безусловно, надо отменять закон об утилизационном сборе для нас и для импортных автомобилей", — сказал Емельянов.
Было бы правильно признать введение утилизационного сбора ошибкой и отменить его для всех автопроизводителей, но правительство РФ, скорее всего, не пойдет на это в условиях дефицитного бюджета — такое мнение высказал глава комитета Госдумы по промышленности Сергей Собко (КПРФ).
По словам депутата, введение утилизационного сбора для иностранных автопроизводителей априори не могло привести к положительному результату. "Коли нас туда (в ВТО) втянули, не надо делать опрометчивых решений. Потому что там тоже сидят непростые ребята и, естественно, за нами наблюдают", — сказал он.
"Ситуация серьезно изменилась за последние годы: мы стали членом ВТО, пытаемся продвигать свои интересы с точки зрения нормализации визового режима с ЕС <…> В то же время, когда возникают ситуации тупиков или конфликтов, подходы остаются традиционными, у нас наблюдается дефицит адекватных действий в новой ситуации", — считает советник Института современного развития Масленников. Такие "лобовые" противостояния с Евросоюзом ранее ничем полезным не заканчивались, тормозились процессы, к примеру, по визовым вопросам, отмечает он.
Ранее в сентябре глава постоянного представительства России при Евросоюзе Владимир Чижов рассказал в интервью РИА Новости, что у РФ и ЕС есть общее понимание шагов, которые необходимо предпринять для урегулирования вопроса утилизационного сбора. Он напомнил, что летом, когда законопроект по данному налогу уже был в Госдуме, наступили парламентские каникулы, которые не позволили начать рассмотрение документа. Чижов отметил, что в ЕС понимали ситуацию.
Медведков в четверг назвал решение ЕК запросить формирование панели в ВТО "неожиданным" и "необъяснимым".
Литва и ВТО
Роспотребнадзор в понедельник ввел запрет на ввоз молочной продукции из Литвы и усилил контроль за мясом и рыбой из-за многочисленных нарушений законодательства, включая несоответствие продукции по микробиологическим, санитарно-химическим и органолептическим показателям. Еврокомиссия в среду сообщила, что может инициировать разбирательство с Россией в ВТО в связи с запретом на ввоз молочной продукции из Литвы.
Минэкономразвития РФ юридически не связывает решение Евросоюза направить в ВТО запрос о создании панели арбитров по режиму уплаты утилизационного сбора в России с запретом импорта в страну молочной продукции из Литвы, но не исключает, что в этом вопросе есть политическая подоплека. Замглавы МЭР Алексей Лихачев сказал, что нельзя назвать это решение ЕС ответной мерой на ужесточение ввоза Россией литовских товаров.
Пресс-секретарь ЕК Клэнси заявил в четверг, что запрос на формирование панели просто совпал с ситуацией между РФ и Литвой по молочной продукции.
Директор Центра ЕС-Россия в Брюсселе Фрейзер Кэмерон также считает, что связи с литовским вопросом тут нет.
В последние недели в ЕС говорили и о Таможенном союзе, в частности, на фоне запланированного подписания Украиной соглашения об ассоциациях. Российская таможня в августе усилила контроль за грузами практически всех украинских экспортеров. Еврокомиссия призывала РФ и Украину к быстрому урегулированию ситуацию в рамках правил ВТО. Таможня России позднее уведомила Украину о возвращении к штатному режиму растаможивания украинских товаров.
По мнению экспертов, ситуация на российско-украинской границе могла быть связана с желанием властей РФ заставить Украину вступить в Таможенный союз или помешать ей заключить соглашение о свободной торговле с ЕС.
"Я думаю, России и Евросоюзу надо искать модель взаимоотношений, которая бы устраивала страны <…>. Нужно искать новую конструкцию с учетом новых реалий и перспектив. Это был бы гораздо более продуктивный путь, поскольку он бы показал, что партнеры готовы продолжать торговые отношения всерьез и надолго, а не чинить друг другу иногда искусственно придуманные препятствия. Причем это касается двух сторон — и нас, и европейцев, это игра равная, пока у нас ничья по взаимным претензиям и препонам", — сказал Масленников из Института современного развития.