ДУБАЙ, 10 окт — РИА Новости, Маргарита Кислова. История с "задержанием" ливийского премьера Али Зейдана внушительной группой бывших повстанцев показала всю хрупкость ситуации в сфере восстановления безопасности в Ливии. Обстоятельства и причины этого инцидента, равно как и его завершение — глава правительства в итоге был освобожден — пока остаются до конца не ясными: где содержался высокопоставленный чиновник, кто и какие "обвинения" ему предъявлял, и главное — зачем его задерживали.
О похищении премьера стало известно в четверг утром. Уже днем представители правительства Ливии подтвердили факт освобождения премьер-министра страны, захваченного бывшими повстанцами ночью.
Неизвестные на 100 машинах
История задержания премьер-министра Ливии обрастает новыми подробностями. Вооруженные люди в гражданской одежде ночью подъехали на автомашинах к столичному отелю, где, по соображениям безопасности, расположена резиденция главы ливийского правительства.
Власти не в курсе
О задержании премьера оказались не проинформированы не только министры правительства, но и сам генпрокурор Абдель Кадер Радван, который якобы и издал распоряжение о задержании Зейдана, а также ливийский минюст.
В правительстве и генпрокуратуре назвали факт захвата премьера "террористическим преступлением".
Революционерам закон не писан?
Ответственность за "задержание" Зейдана взяла на себя военизированная структура, называющая себя "Оперативный штаб революционеров Ливии", состоящая из бывших повстанцев и претендующая на участие в обеспечении безопасности в стране, и в особенности в столичном регионе, совместно с МВД.
К заявлению штаба неожиданно присоединилось управление по борьбе с преступностью МВД Ливии, где заявили, что Зейдан не был похищен, а задержан совместными усилиями в рамках проводимого против него расследования по обвинениям в коррупции и преступлениях против госбезопасности.
Призрак военного переворота
Ливийские аналитики, выступавшие в эфире арабских спутниковых телеканалов, заговорили о том, что события начинают напоминать попытку военного переворота.
Эти предположения позднее отчасти подтвердит и сам премьер, который после своего освобождения напишет в Twitter: "Если целью моего захвата было заставить меня уйти в отставку — планы провалились. Я не уйду в отставку. Мы, конечно, переживаем сложный период, но мы — на правильном пути".
Заказчики захвата до сих пор остаются неизвестными, однако все политические силы Ливии поспешили осудить инцидент с Зейданом.
Американский след?
Напряженность в отношениях между властью и бывшими повстанцами еще больше обострилась после заявления Вашингтона об осведомленности кабинета министров Ливии о проведении спецоперации. В частности, так называемый оперативный штаб выступил с заявлением, в котором призвал выдворить из страны всех иностранцев "без официального статуса", поскольку они "часто являются агентами иностранных разведок и угрожают безопасности Ливии".
Освобождение
Информация об освобождении премьера пришла столь же неожиданно, как и новость о захвате. История обретения главой ливийского правительства свободы оказалась не менее же запутанной. Управление по борьбе с преступностью сообщило, что премьера содержали в штаб-квартире подразделения в течение нескольких часов и отпустили добровольно.
В правительстве, напротив, утверждают, что освобождение было силовым и обещают рассказать все подробности на специальной пресс-конференции. Во Всеобщем национальном конгрессе (парламенте) Ливии рассказывают, что освободить Зейдана удалось только после многочасовых переговоров главы Нацсовета Нури Бусхамина с "оперативным штабом".
Отражение ситуации в стране
Руководство в Триполи пытается бороться с такой ситуацией, в частности, привлекая крупнейшие группировки к легальной деятельности. Однако как показывает практика, бывшие повстанцы готовы сотрудничать с властью только до тех пор, пока их интересы совпадают.