КРАСНОЯРСК, 9 окт — РИА Новости, Виктория Мельникова. Почта в России — излюбленный предмет для язвительных шуток и вечного недовольства граждан: посылки теряются, письма не доходят, а очереди не заканчиваются. Накануне Всемирного дня почты, который отмечается в среду, корреспондент РИА Новости побывала в одном из почтовых отделений Красноярска и узнала, куда исчезают посылки, и где теряются письма.
Незаменимая и противоречивая
Почтовое отделение, куда меня отправили "на работу", находится на правобережье Красноярска, в тихом спальном районе. Оно единственное в округе, поэтому туда стекается народ с двух больших улиц — Свердловской и 60 лет Октября.
Всего в крае услуги почтовой связи предоставляет 797 отделений, но меня, видимо, отправили в самое безмятежное из них. Например, в моем домашнем почтовом отделении к открытию всегда толпится восемь-десять человек, а здесь — ни одного. Только бездомный пес развалился на ступеньках и спокойно зевает.
Заходим в помещение — я первый посетитель, есть время осмотреться, изучить обстановку, пока не набежал народ. Отделение, и правда, производит впечатление идеального — оно небольшое, чистое, светлое, на подоконниках стоят цветы в горшках. Здесь работают только женщины: они одеты по форме — в оранжево-синие платья, сидят за кассами и приветливо улыбаются.
Посетители появляются уже через 10 минут. Один из них — Сергей — владелец интернет-магазина. Он заходит с коробками, собирается отправлять посылки по всей России своим клиентам.
— Здесь почти никогда нет огромных очередей, как в других отделениях, — говорит он. — Поэтому я стараюсь отправлять посылки именно отсюда. За год я отправил около 500 посылок, потерялась одна три месяца назад. Вот сейчас пытаюсь найти ее концы.
Такую потерю Сергей считает незначительной. Говорит, знает, что в других регионах посылки вагонами пропадают или идут несколько месяцев.
— Вы, наверное, слышали шутку: "Почта России": закажи в интернете стул, получи антиквариат". Если честно, каждый раз, отправляя посылку, боюсь, что она не дойдет. Но выбора нет, доставку оплачивает клиент, а "Почта России" по ценам самая демократичная, поэтому в каком-то смысле незаменимая.
Потеряться невозможно
Сергей уходит, оставив заявление о пропаже посылки, а я остаюсь и наблюдаю. В отделении по-прежнему людей мало — приходят в основном пенсионеры кинуть в специальный ящик показания счетчика или заплатить за квартиру. Никто возле касс не задерживается, легендарных почтовых очередей нет.
Проходит два часа спокойствия и скуки. В 10 утра меня зовет к себе начальник отделения — Анна Киселева — и приглашает посмотреть работу почты изнутри.
Киселева уже 20 лет как работает на почте. За это время она успела пройти все возможные ступени почтовой карьерной лестницы — и письма разносила, и почту принимала, и на кассе сидела.
Она сразу же признается, что сегодняшний день не показатель, обычно народу в отделении много, но тут же добавляет "мы стараемся не допускать больших очередей. Если они возникают, я сама выхожу в зал и помогаю девочкам — продаю газеты или выдаю посылки".
Я сразу же интересуюсь посылкой Сергея, где же она могла затеряться. Всего за 2012 году в Красноярском крае было отправлено 407 тысяч посылок и 593 тысячи бандеролей. В "Почте России" уверяют, что все они рано или поздно доходят до места назначения.
— Давайте, я вас отведу в отдел приемки посылок, и вы сами убедитесь, что у нас ничего потеряться не может, — говорит начальник почты.
Она проводит меня по узкому коридору, и мы попадаем в небольшое помещение, где установлены железные полки, на которых аккуратно расставлены коробки с посылками. Сразу отмечаю, что порядок на полках идеальный. Посылки в коробках разложены по адресам, отдельно лежат бандероли в пластиковых пакетах. На полу стоят крупные коробки.
Киселева объясняет, что это посылки более 20 килограмм, на железные полки они не помещаются.
— В основном это международные отправления, то есть то, что заказывают красноярцы из интернет-магазинов. Вот, посмотрите, какие большие коробки — с меня ростом, хотя это еще не самый большой груз. Недавно нам пришла посылка длинной более двух метров. Она не поместилась здесь, пришлось ее в коридор выносить. Оказалось, там была небольшая лодка.
Отдельно в углу стоят коробки, непохожие на стандартные почтовые. Они завернуты в ткань и аккуратно подшиты по бокам. Спрашиваю, что это за странные посылки.
— Это посылки в зону. Наше отделение уже давно сотрудничает с некоторыми тюрьмами. Эти посылки отправляют родные заключенным. А выглядят они странно, потому что чаще всего родные берут уже использованные коробки и их зашивают, — рассказывает Киселева.
Возвращаю ее к разговору о пропавших посылках.
— У нас пропасть ничего не может. Посылки мы принимаем и отправляем дважды в день — в обед и вечером. На каждую из них есть документ об отправлении, и затеряться, как любят говорить наши клиенты, они не могут. Иначе мы были бы завалены коробками. Скорее всего, посылка все еще в пути, — объясняет она.
— Три месяца?
— Все может быть. Посылка, скорее всего, еще в пути, — отвечает Киселева.
"Письма счастья"
В Красноярском филиале "Почты России" работает более семи тысяч человек, из них около 2,5 тысячи — почтальоны. По словам Киселевой, почтальон сегодня — одна из самых востребованных на почте вакансий. Но красноярцы не стоят в очередь, чтобы занять ее.
— Физически работа трудная. Надо рано утром прийти в отделение, разобрать почту, потом разнести ее по маршруту. А маршруты длинные, под конец ноги страшно устают. Я сама это знаю, работала почтальоном.
— Но сейчас же нагрузка стала меньше — люди практически писем не пишут, на газеты не подписываются…
Мои слова вызывают у начальника отделения искреннее удивление. Она задумывается и приглашает нас в соседнюю комнату — в отдел корреспонденции.
Здесь большими стопками лежат заказные письма, которые в народе называют "письма счастья", по пачкам разложены газеты и журналы. Железных полок, как в отделе посылок, нет, зато стоят столы, напоминающие школьные парты. Возле каждого стола лежат резиновые сапоги и дождевик. Это обмундирование для почтальонов на случай непогоды.
— Видите, сколько писем, — показывает начальник отделения. — Конечно, обычных писем сейчас мало, зато заказных — от Пенсионного фонда, налоговой инспекции — не перечесть. Поэтому говорить, что у почтальонов уменьшилась нагрузка, никак нельзя. Плюс к этому почтальоны разносят пенсии — это тоже нагрузка.
— Мне всегда казалось, что эта очень интересная профессия, а работа ответственная, поэтому и пришла сюда. Но задерживаться в почтальонах не хочу, со временем думаю перевестись здесь же, но на другую должность. Все-таки работать почтальоном тяжело. Приходится много ходить, да и платят не больше 10-13 тысяч рублей, — говорит Настя.
Она добавляет, что как-то ради интереса подсчитала, сколько ей в день приходится проходить пешком, — получилось минимум семь километров. Какое расстояние "наматывают" все почтальоны региона, подсчитать сложно. Известно лишь, что общая протяженность маршрута почтового транспорта в Красноярском крае составляет 40,5 тысяч километров. Это больше длины экватора.
Пока я разговариваю с Настей, к Киселевой подходит одна из сотрудниц. На кассе ругается посетительница — заказное письмо от пожарной инспекции ей доставили почти на неделю позже положенного срока. Вместе с начальником отделения мы выходим в зал.
Там нас уже ждет делопроизводитель одной из красноярских компаний. Она просит дать справку о том, что письмо по вине почты было доставлено ей с опозданием. Точнее не просит, а требует. При этом эмоционально машет руками и грозит жалобами в "высшие инстанции".
— Письмо почтальон приносил вам в офис, но доверенного лица не было на месте, а выдавать кому-то другому мы не имеем права. Мы оставили вам извещение, но вы не пришли, — пояснила Киселева.
Выходим из зала. По словам начальника отделения, такие жалобы бывают очень часто.
— Иногда сами клиенты приходят к нам негативно настроенные и начинают срывать зло на сотрудниках. Например, мой заместитель — Лаура Балоян — армянка. Если на Кавказе начались какие-то волнения, посетители начали ей высказывать свое неприятие в грубой форме. А, между прочим, Лаура имеет высшее педагогическое образование и уже 18 лет работает у нас. Ей я доверяю во всем, она никого обидеть не может.
Благодарны только заключенные
Прогуливаясь по внутренним помещениям почты, мы заходим в комнату отдыха и приема пищи: в редкие свободные минуты отдыхают сотрудники.
— С недавнего времени у нас отменили технические перерывы, и на обед мы не закрываемся. Когда выдается минутка, девочки забегают перекусить, — рассказывает Киселева.
Комната отдыха уютная — здесь есть холодильник, микроволновка, на стенах весят пейзажи Красноярска. Увидев мой интерес к картинам, Киселева поясняет, что их сотрудникам отделения подарили заключенные.
— Осужденные подарили нам картины, которые они пишут в колонии. Это своеобразная благодарность за нашу работу. К слову, это был единственный подарок от благодарных клиентов за все те годы, что я тут работаю, — поясняет она.
После обеда на почте народу прибавляется, а у одной из касс даже образуется очередь из пяти человек. Стоят, опять же, в основном пенсионеры — кто-то пришел за пенсией, кто-то за газетой с телепрограммой на следующую неделю. Среди старушек затерялся лишь один молодой парень с телевизионным именем Равшан. Он с удовольствием рассказывает, что на почте бывает раз в месяц — отправляет денежные переводы на родину, в Баку.
К 15 часам в отделении опять затишье. Я прощаюсь с Анной Киселевой. Она извиняется, что не может проводить меня. За день накопилось много работы с корреспонденцией, домой начальник почты уйдет только после 20 часов. Вместо нее у порога меня провожает все тот же бездомный пес. От работников почты он уже получил вкусную косточку, поэтому сейчас весело и беззаботно виляет хвостом.