Светский обозреватель Анна Горбашова
В кинотеатре "Иллюзион" прошла премьера фильма Константина Лопушанского "Роль". Главную роль в картине исполнил актер Максим Суханов. Точнее сказать, не одну, а две роли полных противоположностей.
Действие черно-белой картины разворачивается в начале 20-х годов ХХ века, под конец Гражданской войны. Герой Максима Суханова — артист Евлахов, проживающий в Финляндии, — решает примерить на себя роль своего полного антипода — красного командира Плотникова. Сыграть его не на сцене, а в жизни. Смерть Плотникова и абсолютное внешнее сходство предоставляют Евлахову шанс на этот рискованный эксперимент, у которого априори не может быть "хэппи энда". Cуханов предстает в фильме в двух совершенно разных образах — богемного артиста с длинными волосами в шелковым халате, страдающего от творческого неудовлетворения под "крылом" у жены, и мрачного, небритого, в грязной шинели комиссара, пускающего "в расход" врагов революции без суда и следствия. В обоих образах Суханов убедителен настолько, насколько и его герой Евлахов, уверовавший, что он и есть Плотников.
Перед началом фильма Максим Суханов отсутствовал, разговор актера со зрителями состоялся после сеанса. Картину представляли прокатчик Сэм Клебанов, режиссер и сценарист Константин Лопушанский и второй сценарист Павел Финн. По мнению Константина Лопушанского ("Письма мертвого человека"), основная миссия кино — "познание души человека, познание мира, в котором мы живем". Фильм "Роль" режиссер создавал, "ориентируясь на этот постулат". Павел Финн добавил, что картина была создана на "героически малые деньги".
Несмотря на бюджет, картина произвела на зрителей сильное впечатление, как говорится, "не в деньгах счастье". "Как же нам повезло! Фантастический фильм! — в числе первых поделилась впечатлениями писатель Ирина Хакамада. — Шикарный Максим Суханов, а оператор какой! Это — стопроцентный Канн, наш ответ "Артисту", но сценарий умнее и глубже".
Cуханов похвалы Хакамады не услышал. Ирина Мацуновна уехала за 5 минут до его появления в кинотеатре. На обсуждении фильма актер приехал сразу после вечернего спектакля. Зрители засыпали Суханова вопросами, на некоторые из которых, по словам актера, он не был готов ответить. Прежде всего всех интересовало разделяет ли Максим веру своего героя в то, что искусство важнее человеческой жизни. А оно того стоит?
"Моего героя нельзя рассматривать вне контекста обстоятельств. Каждый человек в то страшное время испытывал пограничные состояния. Если бы речь шла о сегодняшнем дне, думаю неправильно говорить, что свою собственную жизнь следует отдавать на заклание, — рассказал Суханов. — Но мой герой увлекся ролью, и для себя дошел в эксперименте до конца. Его вера в искусство перевоплощения это подтвердила. А без веры невозможно творить". Актер добавил, что он сразу влюбился в сценарий, уровень проработки которого ему очень близок.
Резюмируя разговор со зрителями, Суханов заметил, что, по его мнению, перевоплощаясь, актер "не должен забывать свое я". И даже в пограничном состоянии нельзя переходить некую грань.