День машиностроителя, отмечаемый в России ежегодно в последнее воскресенье сентября, установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 года "О праздничных и памятных днях".
В 2013 году эта дата приходится на 29 сентября.
Машиностроительный комплекс – базовая отрасль экономики страны, тесно взаимосвязанная с ведущими отраслями экономики (топливно-энергетический комплекс, транспорт, связь, агропромышленный комплекс, оборонно-промышленный комплекс, строительство), обеспечивающая их устойчивое функционирование и наполнение потребительского рынка, являющаяся основой развития технологического ядра промышленности.
От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта страны (материалоемкость, энергоемкость и т. д.), производительность труда в других отраслях хозяйства, уровень экологической безопасности промышленного производства и обороноспособность государства. Социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплекс объединяет около 7,5 тысяч крупных и средних предприятий и организаций, а также около 30 тысяч мелких, то есть около 40% от числа предприятий, состоящих на самостоятельном балансе в промышленности. Количество занятых работников в машиностроении – около четырех миллионов человек, что составляет более трети всех работающих в промышленности.
Машиностроение включает в себя более 20 подотраслей, в том числе энергетическое, металлургическое, горношахтное и горнорудное, железнодорожное, химическое и нефтяное, тракторное, сельскохозяйственное и автомобильное машиностроение, строительно-дорожное и коммунальное машиностроение, станко-инструментальную промышленность, судостроение, авиационную промышленность, ракетостроение, промышленность вооружений и боеприпасов, радио- и электронная промышленность и др.
В объеме выпуска машиностроительной продукции 27,4% приходится на автомобилестроение; 12,3% – на электротехнику и приборостроение; 10,3% – на тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; 6% – на химическое и нефтехимическое машиностроение; 2,4% – на машиностроение для легкой и пищевой промышленности; 2,1% – на строительно-дорожное машиностроение; 1,9% – на станко?инструментальную промышленность; 1,8% – на тракторное и сельскохозяйственное машиностроение; свыше 35% – на оборонные и другие подотрасли.
Развитие машиностроительного комплекса – среди основных приоритетов социально-экономической политики президента и правительства РФ.
Согласно оценке экспертов Рейтингового агентства "РИА Рейтинг", суммарный рост производства в трех машиностроительных отраслях в 2012 году по сравнению с 2011 годом составил 7,6% – это самый высокий показатель среди всех отраслей обрабатывающего комплекса. В двух машиностроительных подотраслях по итогам 2012 года был зафиксирован спад – в производстве механического оборудования и в производстве машин и оборудования специального назначения. Обе отрасли специализируются на выпуске оборудования инвестиционного назначения.
Во всех остальных подотраслях в 2012 году произошел рост производства. Наивысший темп роста по итогам года среди подотраслей отмечен в производстве офисного оборудования и вычислительной техники. Эта подотрасль сумела обогнать по темпам роста автомобилестроение, лидировавшее по динамике в течение нескольких последних лет. Также очень высокий результат, согласно данным Росстата, показало производство оборудования для сельского и лесного хозяйства.
В 2012 году российское автомобилестроение достигло очередного рекордного объема производства. Суммарное производство автобусов, легковых и грузовых автомобилей превысило рубеж в 2 миллиона машин. Согласно данным Росстата, выпуск автомобильной техники составил по итогам 2012 года 2238 тысяч единиц, что на 13,9% превзошло результат 2011 года. Из всех видов автомобильной техники наивысший темп роста был отмечен в производстве автобусов. Производство грузовых автомобилей выросло сравнительно немного, что обусловлено замедляющимся инвестиционным спросом и конкуренцией со стороны импорта.
Производство легковых автомобилей по итогам 2012 года составило, согласно данным Росстата, 1971 тысячу единиц, что на 13,3% превысило результат 2011 года.
Сельскохозяйственное машиностроение в 2012 году стало одной из наиболее динамичных подотраслей машиностроительного сектора. Производство сельскохозяйственного и лесного оборудования по официальной статистике выросло на 39,8% по сравнению с 2011 годом. Из всех машиностроительных подотраслей более высокий темп роста наблюдался только в производстве офисного оборудования и в автомобилестроении.
В железнодорожном машиностроении в 2012 году динамика производства по разным видам продукции была разнонаправленной. Снизился выпуск маневровых тепловозов и пассажирских вагонов. В то же время увеличилось производство электровозов и грузовых вагонов. Наибольший положительный вклад в производственную статистику железнодорожного машиностроения в 2012 внесло грузовое вагоностроение. Рост производства грузовых вагонов отмечен почти на всех крупнейших вагоностроительных заводах.
День машиностроителя особенно широко отмечается в тех российских городах, где этот сектор экономики является наиболее развитым. В 2013 году в рамках празднования Дня машиностроителя в Тольятти состоится фестиваль "Автоград", ключевым событием которого станет 17‑дневный марафон Париж – Тольятти.
В Нижнем Новгороде пройдут соревнования по мини‑футболу, в которых сразятся предприятия машиностроительной отрасли региона.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников