В Нью-Йорке очень много сторонников идей организации "Гринпис", родившейся на волне протеста против ядерных испытаний США, и масса ее последователей.
Вот в субботу меня позвали на защиту кур — программой предполагается, что мы будем протестовать возле так называемого "живого рынка", нетипичного для Нью-Йорка места, где в магазине в клетках сидят куры, утки и кролики. Покупатель выбирает товар — и ему тут же из только что дышавшего существа изготавливают мясной полуфабрикат. На рекламной фотографии этой торговой точки, выбранной местом протеста, мужчина в черном клеенчатом фартуке взвешивает на весах мирно сидящего белого пушистого кролика.
"Шестьдесят пять миллиардов животных, обитающих на суше, ежегодно выращивают и убивают ради еды. У нас в США 91% убоя составляют курицы, выращенные на мясо. Этот протест является частью скоординированной серии акций по всему миру в ознаменование 30-й годовщины Всемирного дня защиты фермерских животных и накануне дня рождения Махатмы Ганди", — сообщают активисты двух "маленьких гринписов", зазывающих на шествие и пикет.
Небольшое нью-йоркское предприятие, которое станет объектом протеста, похоже, даже не догадывается о своих злодеяниях. "Мы гордимся своим семейным бизнесом. Мы предоставляем услуги по продаже живых животных, их убою, очистке, разделке сообразно потребностям наших клиентов. В отличие от других рынков, мы гарантируем свежайший продукт, изготовленный на глазах потребителей", — уверяет их официальный сайт.
Семейство обеспечивает все в стиле "халяль"- птицу порешит мусульманин в лучших традициях, произнеся по-арабски полагающуюся по ритуалу фразу, в переводе означающую — "во имя Аллаха, Аллах всемогущ!", ну и далее, как полагается…
Почти все объединения, выросшие под зонтиком "Гринписа", признают тождество ценности жизни человека и его братьев меньших. Например, гигантские разъевшиеся нью-йоркские гуси, пасущиеся во всех парках города, по мнению властей, угрожают безопасности полетов. Был такой случай, когда пассажирский "Боинг" чуть не разбился из-за того, что птица попала ему куда-то не туда. Посему в районах аэропортов регулярно этих гусей отлавливают и отправляют в далекий штат, где имеется единственная в стране гусиная ферма с бойней, отвечающей требованиям госнадзора.
Гусей обещали пустить на корм бездомных, но бездомные Нью-Йорка тоже возмутились — "птичку жалко". К тому же, есть у нас и организация в защиту гусей: люди выходят в парки и рвут сети в сезон отлова. "Гусь такой же обитатель нашей планеты, как и человек. А человек должен взвешивать риски, садясь в самолет. Всех птиц, что ли, изничтожить?", — сказал мне один из парковых активистов.
Флотилия "Морских пастырей", например, уже по-взрослому сражается с людьми на стороне китов, портя китобоям снасти, имущество и всячески вредя их промыслу. Ибо народ все множится, а киты вымирают от хищничества двуногих. США причислили их к "экотеррористам", зато Австралия и Новая Зеландия им сочувстуют и дают свои воды для убежища.
Зеленые радикалы — одна из форм протеста против капитализма, посему корпорации подсуетились, чтобы ввести в язык уголовного кодекса понятие "экотерроризм". Хотя американские "гринписы" никого не взрывают, а просто компрометируют, захватывают "понарошку" (потому что чужие нефтяные платформы им не нужны), наводят порчу на имущество, ну, в крайнем случае, пожгут контору, лабораторию или университетские корпуса, занимающиеся даже не исследованиями животных, а генной инженерией растений.
Говорят, они уже миллионов на сто напортили ученым и исследователям. Поэтому ФБР за ними следит, подслушивает и подсматривает, заявив в 2001 году, что зеленые экстремисты "являются самым активно растущим внутренним террористическим крылом".
ФБР ошиблось, потому что после этого случилось 9/11, совершенное вовсе не воинствующими экологами. Сроки им в США дают немалые — если за поджог. Но они не плачут, не каются и не пытаются бежать, переодевшись в женское платье, как какой-нибудь Мэннинг.
Но — возвращаясь к курам. Эта птица нынешней осенью в Нью-Йорке стала символом ответственности за прирученных животных. Защитники домашних питомцев собрали в парках города около 300 бездомных крылатых. Оказывается, в мегаполисе, где популярны экологически чистые продукты, появилась мода вместо кота заводить несушку и есть теплые яйца прямо из гнезда. Но фертильный период курицы длится два года, а живет она десять лет. И вот хозяева, у которых рука не поднимается прирезать курицу на суп, выпускают ее "на свободу" — в городской парк.
Операция по спасению кур проводилась в мегаполисе впервые — их пособирали, сначала поместили в приюты с кошками и собаками, а потом гуманитарным рейсом отправили куда-то в Калифорнию, где им пообещали мирную жизнь вплоть до естественной смерти от старости в одном из приютов свободного типа — на природе, но с курятником. Такой вот хэппи-энд.
Некоторый сознательный народ завтра отправится отмечать день рождения Ганди на птичий рынок. В знак протеста оденутся в костюмы ощипанных цыплят, принесут плакаты с фотографиями тушек. Надеюсь, до крайностей — захвата лавки и куриного освобождения — дело не дойдет, но исключить такого сценария нельзя в связи с всемирной тенденцией радикализации зеленых.
В США нередко действуют по примеру Кита Манна, который проник в научно-исследовательскую лабораторию разработчика косметического препарата Botox, чтобы вызволить 695 подопытных мышей. Я не знаю, что он намеревался сделать с освобожденными мышами, но все они были обнаружены у него дома, арестованы и возвращены владельцу.
Самому Манну предписали в виде наказания 430 часов общественных работ, но прямо в судебном зале он пригрозил владельцам компании новыми неприятностями, за что ему тут же припаяли полгода заключения. Спасенных на рынке кур, я думаю, пристроить было бы легче, чем мышей — их разобрали бы по домам эти хорошие сердобольные люди, так мало разбирающиеся в человечестве.
В Нью-Йорке журналистов бывает, что прихватывают на месте беспорядков — потом выясняют, кто откуда и выпускают. Хотя, может, лучше пойти к другим местным "гринписам", которые призывают в эту же субботу не протестовать за кур, а мирно шить матрасы и плюшевые набивные игрушки для кошек и собак, живущих в городских приютах.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции