Рейтинг@Mail.ru
Владимир Куликов: карнавал диалога под "барабаны войны" - РИА Новости, 25.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Владимир Куликов: карнавал диалога под "барабаны войны"

© Фото : Фото предоставлено оргкомитетом МОФ "Диалог цивилизаций"Исполнительный директор МОФ "Диалог цивилизаций" Владимир Куликов
Исполнительный директор МОФ Диалог цивилизаций Владимир Куликов
Читать ria.ru в
О том, чего удалось достичь и какие задачи стоят перед участниками "Диалога цивилизаций" в новой декаде, учитывая острые геополитические вопросы, непростые отношения между представителями различных религий и мировоззрений и экономический кризис, в интервью РИА Новости рассказал исполнительный директор МОФ "Диалог цивилизаций" Владимир Куликов.

В начале октября на греческом острове Родос пройдет 11-я ежегодная сессия Мирового общественного форума "Диалог цивилизаций", президентом-основателем которого является глава ОАО "Российские железные дороги" Владимир Якунин. В форуме примут участие религиозные, политические и общественные деятели, ученые из России и еще десятков стран мира. О том, чего удалось достичь за прошедшее десятилетие и какие задачи стоят перед участниками "Диалога" в новой декаде, учитывая сирийскую проблему и другие острые геополитические вопросы, рост конфликтного потенциала в отношениях между представителями различных религий и мировоззрений, глобальную "неолиберальную ярмарку" товаров, услуг и ценностей и продолжающийся экономический кризис, в интервью РИА Новости рассказал исполнительный директор МОФ "Диалог цивилизаций" Владимир Куликов.

— Владимир Игоревич, Мировой общественный форум "Диалог цивилизаций" перешагнул 10-летний рубеж: 2-6 октября на греческом острове Родос пройдет уже 11-я ежегодная сессия форума. С какими целями он создавался и чего удалось достичь за прошедшие годы?
— Форум создавался как общественно значимая площадка обсуждения актуальных проблем современного развития в период расцвета постмодернистской неопределенности и растерянности перед массой явлений, которые затем были названы "глобализацией". Создавался индийским мыслителем Джагдишем Капуром, греческим предпринимателем Николасом Папаниколау и Владимиром Ивановичем Якуниным – интеллектуалом и практиком, известным у нас в стране и за рубежом. Сумятица в оценках происходивших тогда процессов захватила и академические учреждения, и аналитические центры, и отдельных экспертов. Ясно было лишь то, что такая "мировая хаотизация" смыслов и ценностей вызовет сложную череду последствий социо-культурного, финансово-экономического, и, наконец, геополитического характера.

"Диалог цивилизаций" стал одной из крупнейших мировых интеллектуальных и профессиональных площадок, объединяющей минимум раз в год десятки PINGO (public interest NGO) для совместного лабораторного исследования "картины мира". Наверное, звучит немного пафосно, но что, если не общественные интересы, предъявленные в диалоге, может легитимизировать наше с Вами представление о происходящем вокруг нас?
Несколько тысяч участников, в последние годы – мощный приток ведущих мировых мыслителей, поддержка на разных континентах, включая Европу, исламский мир, китайские, американские и азиатские общественные организации, признание мировых межгосударственных организаций и мировых концессий. Выпущены великолепные монографии, последняя из которых — компендиум из идей 22 независимых интеллектуалов — энциклопедия современного нонконформизма. Они — на книжных полках исследователей в разных странах мира, в США, куда, наконец, долетел и наш, диалоговый "ветер перемен".
Запущены уникальные проекты, например, "школы поликультурного образования" в 52 российских негосударственных школах. И самое главное, удалось привлечь внимание заинтересованных кругов к возможностям постепенного урегулирования межэтнических и межконфессиональных конфликтов в нашем "постглобальном мире". Выработать определенные принципы такого диалогового процесса, не противоречащие мировой интеллектуальной и духовной традиции.

— Зачем, на ваш взгляд, в принципе нужны такие форумы? Насколько близки участникам МОФ идеи антиглобализма и многополярности?
— Не просто нужны, но необходимы в каждодневной практике. Наш форум исследует право современного человека на достойное существование в согласии со своей культурной традицией, жизненными принципами и убеждениями, быстроменяющейся картиной мира. Исследует применительно к условиям так называемых "множественных глобализаций", или сумме процессов в экономической, политической, технологической и иных сферах.
"Множественные глобализации" одномоментно превратили богатые и процветающие народы и страны в париев мирового исторического процесса, унифицировали и редуцировали культурные ценности до приложенного к ним ценника на всемирной неолиберальной ярмарке товаров и услуг. Нивелировали человека почти до уровня "биологической массы", подлежащей разделению, взвешиванию, оценке и перекодировке.

— Какие задачи стоят перед участниками "Диалога цивилизаций" в новой декаде, учитывая изменения в геополитике, экономический кризис, нарастающую в ряде стран конфронтацию между сторонниками и противниками либеральных взглядов на нравственные устои общества?
— На ближайшие годы задачей нам всем видится определение путей общественного и индивидуального преодоления управляемой хаотизации человеческого сознания, укрепление этических норм, воссоздание мировой системы непрерывного образования-воспитания молодых людей как членов общества.
Наверное, в результате нам удастся и внести свой вклад в формирование современных ответственных национальных общественных объединений и продолжать участвовать в создании непротиворечивого и цивилизованного "достойного" мирового общества.

— На Родосских сессиях традиционно обсуждаются наиболее актуальные проблемы современности. Что на первом плане в 2013 году? Какие направления и круглые столы? Кто из известных лиц приглашен к участию в дискуссиях?
— Важнейшие темы три: "религии и мир", "семья и образование", "геополитическая и геоэкономическая интеграция". Наиболее ярким видится продолжение усилий по развитию и укоренению суннитско – шиитского диалогового процесса, инициированного три года назад двумя бывшими президентами Ирана и Малайзии – Хатами и Мохаммадом, поддержанное В.И. Якуниным и мировым диалоговым сообществом.
Секций и круглых столов – 16. Все они подготовлены PINGO из разных стран мира и поддержаны экспертами, профессионалами из ведущих мировых исследовательских центров. "Евразийская интеграция", "Китайская картина мира", "Историческое наследие Афона", "Проблемы современной семьи" — всего в коротком интервью не перечесть. 
Нам очень приятно более широкое участие в этом году представителей христианских Церквей, приезжающих обсудить проблемы противодействия ущемлению прав христиан на проживание в местах зарождения и расцвета их религии. Прежде всего, представителей Русской православной церкви.

— Почему форум берется за обсуждение тем из совершенно разных областей жизни: политики, религии, экономики, экологии, культуры, нравственности — что связывает их воедино?
— Форум Мировой не только по названию, но по содержанию. Он не глобальный в том смысле, что ни у кого из участников нет заранее определенного или присвоенного права претендовать на вселенскость, всеохватность и исключительность. Инклюзивность – важнейший принцип нашей деятельности. 
Все упомянутые вами разнородные понятия связывает воедино понятие цивилизации, блестяще разработанное русской интеллектуальной традицией конца 19 века, получившей широчайшее международное признание в 20-м веке. Наверное, не стоит перечислять десятки имен от Данилевского, Сорокина, Ерасова до Хантингтона и Каценштайна, которые блестяще предвидели и развили представление о мировой общественной множественности как стратегической перспективе мировых процессов 20 – 21 века.

— Сирийская проблема последние месяцы не сходит с первых полос СМИ и тесно переплетается с темой вытеснения христиан и хрупкости межрелигиозного мира на Ближнем Востоке и в Северной Африке. В начале сентября в Вене члены координационного комитета МОФ приняли резолюцию по Сирии. Что главное, на Ваш взгляд, в этом документе и будет ли он рассматриваться на Родосе?
— В этом документе — категорическое неприятие мировым сообществом практики и обоснований силовых методов разрешения. Неприятие, как мы отчетливо видим за последние десятилетия, стремления перекроить мир в угоду небольшой группе "растерянных финансистов". Сначала загнавших собственной корыстью мир в череду кризисов, а затем переложивших все тяготы собственной беспечности на наши с Вами плечи.

— Какую роль сегодня играет в мире и в "Диалоге цивилизаций" диалог религий? Почему одной из дискуссионных тем стал Миланский эдикт о веротерпимости?
— Не надо смешивать понятия Веры и религии. Диалог верующих по поводу всех аспектов существования отличает наш форум, мы всегда поддерживаем такую практику, но никогда не вторгаемся в теологические аспекты такого взаимодействия. А диалог религий находится в компетенции Церквей и поддерживается нами постольку, поскольку мы получаем такие обращения. 
Еще раз подчеркну, МОФ "Диалог цивилизаций" — крупнейшая международная общественная организация с российским участием, ставящая своей задачей стимулирование и поддержку практики диалога, признаваемого духовной и интеллектуальной традицией различных вероисповеданий и сугубо светских, общественных движений и исследовательских центров.

— Что бы вы пожелали участникам 11-го Родосского форума?
— Пожелал бы мужества и удачи всем тем, кто, несмотря на "барабаны войны", собирается в колыбели европейской культуры праздновать карнавал диалога!

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала