Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Экспертная рабочая группа федерального уровня во главе с министром "открытого правительства" Михаилом Абызовым порекомендовала кабинету министров рассмотреть вопрос об ограничении стоимости служебных автомобилей для чиновников суммой 1,1-1,2 млн. рублей.
Это меньше, чем планка в 1,5 млн. рублей, за которую на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) проголосовали более 100 тыс. человек.
Но, кроме новой цифры предельной цены для авто чиновников, эксперты "открытого правительства" предлагают кабинету министров рассмотреть "вариант перевода обеспечения служебным автотранспортом государственных и муниципальных служащих в денежный вид". Проще говоря, вместо служебной машины компенсировать им расходы на бензин для личной машины, на общественный транспорт и такси.
Предельной планки такой монетизации экспертная группа "открытого правительства" не называет, но уже ясно, что как только она это сделает, начнется поистине всенародное обсуждение названной суммы.
Как докатились до суммы такой
4 июля этого года участники ОНФ, члены фракции "Единая Россия" в Госдуме внесли в нижнюю палату поправки к закону о федеральной контрактной системе, предложив отдельно ограничить стоимость закупаемых автомобилей тремя млн. рублей. Законопроект рекомендован к рассмотрению в нынешнюю осеннюю сессию.
Но 10 июля законопроект Алексея Навального о запрете чиновникам приобретать для служебных нужд автомобили дороже 1,5 миллиона рублей набрал на портале РОИ 100 тысяч голосов, необходимых для передачи проекта на рассмотрение правительством РФ.
И вот появилась первая экспертная оценка, сделанная правительством, но пока только "открытым": "С вступлением в силу 44-ФЗ и введением нормирования затрат возможно установление более жестких ограничений на максимальную стоимость служебных автомобилей для госслужащих — до 1,1-1,2 миллиона рублей.
Интересно, что не все региональные руководители стали ждать окончательного установления цены на их служебные автомобили, а ограничили себя заранее и с запасом. Губернатор Санкт-Петербурга еще в марте подписал постановление "О мерах по эффективному использованию средств бюджета Санкт-Петербурга при приобретении и аренде легковых транспортных средств", запрещающее покупать и арендовать автомобили для нужд исполнительной власти дороже 1,1 млн. рублей.
В мае аналогичное постановление подписал губернатор Иркутской области Сергей Ерощенко, ограничив стоимость закупки по госзаказу служебных машин суммой 1,3 млн. рублей. А в июне минфин Удмуртии и вовсе запретил "все торги, все конкурсы на легковые машины".
Служебный автомобиль чиновника: мировая практика
Регламентация предельной стоимости служебных машин для чиновников характерна скорее для Китая, нежели для западных стран. Борьба с казенной автороскошью в Поднебесной началась в прошлом году, когда провинциальных чиновников там заставили продавать дорогие служебные машины на аукционах, и тогда даже выяснилось, что только в одной из провинций они составляли до 80% казенного автопарка. Но распродажами пока дело и ограничилось, никого в Китае за чересчур дорогую служебную машину не расстреляли.
Тем не менее, по косвенным данным можно примерно оценить среднюю цену казенного авто, которая не вызывает сильных отрицательных эмоций у граждан ЕС. В 2009-м, когда Чехия председательствовала в ЕС, она в открытую лоббировала для всех структур Евросоюза в качестве служебного автомобиля Škoda Superb GreenLine. А спустя два года члены Европарламента, комиссары и другие чиновники евроструктур массово пересели на другой гибридный автомобиль — Hyundai ix35 FCEV.
Обе машины, в зависимости от комплектации, стоили в переводе на рубли от миллиона до 1,2 млн.
Можно спорить о соответствии цены казенного авто среднему уровню жизни, в Европе он выше, чем у нас. Но если оставить это в стороне, то верхняя планка в 1,2 млн. рублей, рекомендованная "открытым правительством" кабинету министров, вполне укладывается в европейские представления о цене служебной машины чиновника. А 3 млн. рублей, как предлагал ОНФ, и даже 1,5 млн, как предлагает Навальный, будет, пожалуй, многовато даже по европейским меркам.
Проездной для чиновника
А вот относительно размеров компенсации транспортных расходов чиновников, которых лишат служебного автомобиля (а такая рекомендация тоже присутствует у "открытого правительства"), и подобных расходов в Европе картина более ясная. Эти расходы в ЕС более четко регламентированы. Предельная компенсация чиновникам евроструктур, которым не полагается казенный автотранспорт (а таких — подавляющее большинство), составляла на начало 2013 года 892 евро в год.
Рано или поздно размер монетизированных транспортных льгот для чиновников объявят, и, поскольку цена проезда в общественном транспорте подавляющему числу россиян гораздо ближе и понятнее, чем стоимость представительских седанов и внедорожников, вот тут все и начнется. Дебаты обещают быть бурными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции