Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
В вечном международном споре о том, кто есть кто в этом мире, произошло довольно забавное событие: российско-американскую дискуссию о том, исключительна ли американская нация, завершили… китайцы. Получилось это, вообще-то, как бы случайно: китайские эксперты понаблюдали за бурным обменом мнениями, поняли, что он закончен, и подвели итоги. Некая символика в этом есть. Вспоминается китайская поговорка об обезьяне, сидящей на вершине холма и наблюдающей драку тигров на лужайке. Кстати, обезьяна в Китае — символ ума, а вовсе не того, что вы подумали.
"Не могу молчать"
И еще тем ценно, что большая часть человечества, эмоционально не затронутая спором, думает, видимо, так же, как авторы китайского комментария. Так что, повторим, получилось грамотное подведение итогов.
Давайте посмотрим на официальный перевод американской статьи российского президента: она о Сирии и о том, как нам совместно с США разрулить возникшую вокруг этой страны ситуацию. В самом же конце статьи — абзац, к Сирии напрямую не относящийся. Путин хочет поспорить со своим американским коллегой Бараком Обамой по вопросу, который считает "абсолютно ключевым и фундаментальным".
И вот теперь представьте себе: Америка на пороге войны на Ближнем Востоке с непредсказуемыми последствиями, некоторые люди там спрашивают даже — а не будет ли Россия предпринимать какие-то военные акции против США, открыто говорящих о намерении нанести удар по Сирии. В администрации США настоящая агония: ударить или нет, и тут российский президент публикует статью о том, что можно и нужно вместе сделать в Сирии… И что же обсуждают, буквально сотнями, американские публицисты и не только они, прочитав статью Путина и воскликнув "не могу молчать"?
Кажется, последние выстрелы в этой войне стихли только на выходные, и вот очень яркое выступление аналитика Washington Post на эту тему: господин Путин, что касается ударов по Сирии, то мнение большей части американского народа совпадает с вашим. Но вот насчет исключительности Америки — я вам скажу…
Лишаться иллюзий лучше помедленнее
Эту ситуацию и комментирует китайская газета. Комментирует следующим образом: то, что американское общество способно объединиться вокруг какого-то вопроса, вызывает восхищение. Это свойство внесло свой вклад в то, что США стали единственной сверхдержавой.
Далее, говорит китайский материал (редакционная статья, между прочим): теория американской исключительности уходит корнями в XVIII век. Это реалистическое отражение американской гордости за свои достижения и религиозный взгляд на США как страну, благословленную богом. Это знак идеализма, которым руководствуются США, а также фундамент политического управления нацией.
Вот ведь интересно: обычно за пределами США разговоры об американской исключительности вызывают что-то среднее между смехом и раздражением, а тут — доброе слово сказали.
Но подождите, до сего момента китайцы гладили по шерсти, а вот и против: "однако храбрость Путина, затронувшего самый чувствительный нерв Дяди Сэма, достойна аплодисментов. США годами командовали другими, и есть очень немного критиков-тяжеловесов, которые могут нанести Вашингтону тяжелый удар. Поэтому США были более-менее "испорчены" остальным миром… Будучи типичной западной демократией, США должны бы быть более открыты другим голосам. Нерациональная и оскорбительная их реакция на критику не должна быть олицетворением американского самоуважения".
Заметим, что сам Обама в начале своего президентства как-то раз дал понять, что ему идея американской исключительности немножко смешна. Как и многим просвещенным американцам. Но нарвался на такую бурю, что с тех пор на эту тему высказывается однозначно. Кстати, реплика Путина как раз и была реакцией на одно из подобных дежурных выступлений.
Да, многие в США понимают, что свою исключительность лучше держать для домашнего употребления (китайцы правы — это такая религия), а во внешнем мире она может применяться только с подавляющей военной мощью, которой больше нет. И понимают, что мы вступили в эпоху заката этой исключительности: скоро о ней в самих США будут говорить разве что с усмешкой.
И еще понимают, что в отсутствие силового нажима убежденность в собственной исключительности — не просто источник трений с внешним миром, а уже и угроза выживанию Америки.
Но давайте посмотрим на дело с другой стороны: а что будет с США, если критическая масса людей в стране утратит эту иллюзию? Исторические примеры есть. На мой взгляд, самой большой геополитической катастрофой ХХ века было крушение Британской империи (особенно если считать по численности затронутых ею людей). То, что британцы нашли в себе силы морально уцелеть после этого — чудо, вызывающее к ним громадное уважение. Ведь они тоже говорили до катастрофы о своей исключительности, пусть и другими словами.
Ну, а что было и есть с нами, родившимися в СССР, когда оказались утрачены иллюзии — мы знаем. Нации, достойные этого имени, не могут без великой идеи. Так что пусть лучше американцы лишаются своих иллюзий помедленнее.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции