Наталия Григорьева
Картину "Джобс: Империя соблазна", которая на этой недели выходит в российский прокат, журналистам показывали утром 10 сентября, а вечером этого же дня компания Apple представила целых два новых айфона — после просмотра картины ими захотелось обладать незамедлительно. Воистину, империя соблазна, история которой неразрывно связана с историей ее основателя – идея байопика появилась еще при жизни Стива Джобса. Главную роль – и определенно важнейшую в своей карьере на данный момент – неожиданно хорошо сыграл Эштон Кутчер.
Величайший изобретатель, гений маркетинга, мечтатель и визионер – какие только лестные эпитеты не ставили рядом с именем этого человека. Да и нелестных хватало. В биографии Джобса, чьих достижений хватило бы на несколько жизней, кажется, нет белых пятен, оттого появление фильма о нем – одновременно очевидное событие и смелая затея, учитывая, что после смерти основатель Apple и вовсе обрел богоподобный статус. Но режиссер Джошуа Майкл Штерн и сценарист-дебютант Мэтт Уайтели в своей работе избегают связанного с этим трагического пафоса, показывая героя на пороге успеха, в тот период жизни, когда провалов и неудач было чуть ли не больше, чем побед.
В первых кадрах высокий, лохматый и бородатый молодой человек в джинсах-клеш босиком пересекает студенческий кампус Рид-колледжа, из которого он уже отчислен и где посещает только творческие занятия, вроде курса каллиграфии. Удивительно, но все самое важное про Джобса авторам фильма, по сути, удается рассказать за первые полчаса, а дальше остается лишь подтверждать заявленное – с почтением, но без прикрас. Зачастую равнодушный, отстраненный, вспыльчивый и беспощадный даже к близким людям — Джобс никогда не был приятным человеком. Не был он и техническим гением, в отличие от друга детства и сооснователя компании Стива "Воза" Возняка, который и собрал самый первый компьютер Apple в гараже родительского дома. Не умея паять материнские платы, Джобс умел их продавать, всю жизнь обучая окружающих "мыслить иначе", меняя мир и людей под себя, выстраивая империю по производству компьютеров, в которых размер шрифта столь же важен, как и мощность процессора, убежденный, что функциональность и удобство не исключают красоту предмета, а совершенству есть предел – продукция Apple. Фильм не случайно начинается с презентации первого айпода и заканчивается знаменитой речью "Хвала безумцам", а о настоящем успехе компании говорится в финальных титрах – история компании Apple равна истории Джобса и складывается, в том числе, из всех этих публичных выступлений, лекций и обращений.
Авторам не удается избежать нескольких утрированных эпизодов. Вот хиппующий Джобс, "закинувшись" ЛСД, стоит посреди поля, за кадром звучит Шопен, колосится рожь – человек на пороге великого открытия. Чуть позже он демонстративно выбросит в помойное ведро CD-плеер, на котором плохо звучит Боб Дилан (не то, что на айподе), и в пух и прах разругается по телефону с "плагиатором" Биллом Гейтсом – преувеличение, но никакого художественного вымысла.
Остальные действующие лица будто сливаются в одно целое, истории коллег, друзей, родных, врагов и завистников оттеняют историю Джобса, который даже физически оказывается выше всех. Для пущего эффекта высокого Эштона Кутчера помещают в пространства, где актеру тесно – в крошечный гараж, в толпу людей на выставке, в узкие коридоры компании, в кабинеты-аквариумы, заставленные длинными столами и рядами кресел. Сам же он с удивительной точностью копирует пружинящую походку Джобса, сутулится и смотрит из-под круглых очков – благодаря этому и в немалой степени личному обаянию актера, которому к тому же, наконец, выпала возможность доказать наличие драматического таланта и который очевидно восхищается своим персонажем, фильм и герой получаются пусть и не идеальным, но все же первым достойным посмертным памятником Стиву Джобсу. Что в свою очередь учит нас "думать иначе" — ну хотя бы об Эштоне.