Константин Богданов, обозреватель РИА Новости.
Упала очередная "Булава". Однако на этот раз все немного не так, как в многочисленные предыдущие аварии. В чем принципиальная разница тех отказов и этого?
Министр назначил "Булаве" пять пусков
Пуск был успешно произведен из акватории Белого моря с борта подводной лодки "Александр Невский". Однако на второй минуте произошел отказ, и ракета затонула "в акватории Северного Ледовитого океана".
В субботу министр обороны Сергей Шойгу остановил государственные испытания ракетоносцев проекта 955 "Александр Невский" и "Владимир Мономах" и объявил о назначении "Булаве" дополнительной испытательной серии из пяти пусков "с целью подтверждения ее заданных тактико-технических параметров".
Как сообщалось в прессе, утопленная где-то на северах ракета не несла на себе телеметрической аппаратуры, что в значительной степени усложнит попытки разобраться в том, что же на самом деле произошло на борту "Булавы".
Падала много, но вменяемо
"Булава" падала много раз, но на фоне своих предшественниц — вполне вменяемо. Особенно в тех условиях, в которых она появилась.
Во-первых, головной разработчик (Московский институт теплотехники) отродясь морскими ракетами не занимался. Во-вторых, времена на дворе были не советские: денег на НИОКР в обрез, кадры разбегаются и не приходят, технологическая и стендовая базы деградируют, промышленность в предынфарктном состоянии.
Нынешний случай в этом плане особенный. Перед нами было не испытание ракеты, а испытание системы управления на лодке — в процессе которого был совершенно реальный пуск реальной серийной ракеты. Ключевое слово: "серийной".
Жесткое решение, оглашенное министром обороны — остановить испытания лодок проекта 955 и провести серию из пяти новых тестовых пусков "Булавы" — можно понять.
В среднесрочной перспективе "Булава" станет одним из ключевых элементов ракетно-ядерной триады, и такие номера, как случившееся на "Невском", кого угодно может заставить всерьез напрячься.
Что же на этот раз?
Скорее всего, дело не в изделии как таковом, а в контроле качества в "косынке кооперации": кто-то из субподрядчиков, производителей агрегатов или компонентной базы допустил ошибку. Если так, то это будет уже не первый отказ "Булавы" из-за некачественных комплектующих. Возможно, дело в ошибках на сборке.
Ошибка могла быть допущена двумя способами: неумышленно и умышленно. С первым все понятно, и называется он "недосмотрели" (длинный плач о недофинансировании, утере кадров и отсутствии госзаказов опустим).
Со вторым все интереснее: это ситуация, когда компонент с высокими требованиями по стабильности свойств (хоть механической прочности нагруженных деталей, хоть виброзащите электронных средств) подменяется более дешевым функциональным аналогом, заведомо не исполняющим требования технического задания.
Такие случаи в нашей оборонке случались повсеместно. И очень хотелось бы понять, что произошло на этот раз. Хотя в любом случае подобное небрежение к сборке стратегической ядерной ракеты и производству агрегатов и комплектующих для нее понять довольно трудно.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции