Аркадий Дубнов, спецкор "Московских новостей", для РИА Новости.
Государственное киргизское телевидение показало видеозапись беседы с одним из лидеров оппозиции по имени Эрланбек Омуралиев, сделанную еще 27 августа, в ходе которой он излагает три сценария действий.
Согласно первому из них, хорошо отработанному в Киргизии за последние годы, с помощью камней, машин и сотен людей перекрываются стратегические дороги.
Второй план – гораздо более коварный – предусматривает отравление цианидами воды в реке Нарын и, разумеется, рыбы в ней, которая попадает в руки рыбакам, поднимающим экологическую тревогу. Дальше все, как по маслу: обвинения в адрес главного в стране золотодобывающего предприятия "Кумтор", а вслед за этим – атака на власти, несущие за это ответственность. К таким акциям, по словам оппозиционера, должны быть привлечены члены запрещенной партии "Хизб-ут-Тахрир", целью которой является создание исламского халифата.
Третий сценарий – самый таинственный, поскольку рассказчик по имени Эрланбек Омуралиев ничего о нем не знает, кроме того, что он будет "радикальней и циничней первых двух"…
Для начала заметим, что таинственным оппозиционером выглядит и сам рассказчик. Ничего вразумительного о нем никто в Киргизии рассказать не может – из какой он партии, какой регион представляет. Разве что сообщается, что ему 35 лет и он – один из организаторов курултая молодежи, состоявшегося в конце августа на озере Сон-куль в Нарынской области.
Если смотреть видеозапись беседы с ним, то поначалу может сложиться впечатление, что она сделана скрытой камерой, стоящей на краю какого-то стола рядом с телефоном. Но если взглянуть более внимательно, то можно обнаружить, что камера не очень-то и скрытая…
Это ощущение подтвердилось утром 3 сентября, когда вице-премьер киргизского правительства по безопасности Токон Мамытов выступил с опровержением версии, будто все случившееся – провокация киргизских чекистов.
"Как оказалось, (Омуралиев) еще является ближайшим родственником одного из лидеров оппозиции. Когда ему рассказали план действий, ему как разумному человеку, считаю, стало страшно. Он понял, что надо работать против правительства и критиковать его, а не бороться против своего народа и государства. Нельзя переходить данную грань, это никому не позволено. Эрлан Омуралиев оценил ситуацию и счел нужным довести данные факты до граждан и соответствующих органов власти", – предположил вице-премьер. Таким образом, признания оппозиционера следует квалифицировать как явку с повинной человека, совершившего гражданский поступок.
Еще через пару часов Госкомитет национальной безопасности (ГКНБ) республики выступил с официальным сообщением, из которого следует, что 26 августа Омуралиев обратился с заявлением, в котором изложил ставшие известными ему факты о готовящихся "деструктивных действиях". В частности, по его словам, в реку Нарын должны были быть сброшены "отравляющие химические порошки в мешках с надписью "цианид" для изменения цвета воды в целях введения в заблуждения общественности и организации на основе этого массовых акций протеста граждан".
Понятно, что без надписи "цианид" на мешках деструктивность оппозиции не была бы столь очевидной…
Оппозиция на "мушке прицела"
Депутат киргизского парламента от партии "Ата-Мекен" Жоомарт Сапарбаев заметил по этому поводу, что "травить воду цианидом – это что-то странное. Сначала пусть они этот цианид найдут". А вообще, сказал он, "когда мы были в оппозиции, тоже фантазировали много, но не говорили об этом и не распространялись". "Это просто какой-то план "Барбаросса", – добавил депутат.
Упредить угрозу переворота в Киргизии – дело нынче весьма актуальное. Подобные угрозы, чаще именуемые как весенние либо осенние обострения оппозиционной активности, настолько же привычны для жителей горной страны, как ожидания весеннего или осеннего ненастья – ну, что, мол, с этим делать, придется пережить, деваться некуда…
И нет ничего удивительного, что спецслужбы Киргизии проявляют бдительность. Или ее демонстрируют. Как сказал автору один из аксакалов киргизской политики, "если даже сообщения ГКНБ соответствуют действительности на одну десятую, то все равно их стоило предать гласности, пусть эти люди знают, что они на "мушке прицела"…
Но почему-то не покидает ощущение, что вся эта показательная деятельность так и останется на бумаге, и уже вскоре после благополучного завершения саммита ШОС все уже забудут о мешках с "цианидом", как о вчерашнем снеге. Потому что иначе следует возбудить настоящее уголовное дело, в котором должны присутствовать вещественные доказательства "деструктивных намерений", названы имена конкретных заговорщиков или их спонсоров, одним словом, все должно быть по-взрослому. А тут дела, похоже, никакого не будет.
Пока же самым серьезным вкладом в обеспечение безопасности саммита ШОС можно считать посланные в Бишкек из России пять бронированных лимузинов BMW на сумму в 113 миллионов рублей (почти 3,5 миллиона долларов), а в придачу к ним –10 микроавтобусов и VIP-вертолет. Общая сумма помощи составит около 15 миллионов долларов. Надо надеяться, что этот подарок не будет впоследствии (при очередном возможном обострении российско-киргизских отношений) зачтен Москвой в счет государственного долга Киргизии.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции