Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
В новом учебном году (который даже начинается в этот раз не 1 сентября) у российских школьников, а еще в большей мере — у их родителей, начнется другая жизнь.
Но на чисто житейском уровне буквально в первый же учебный день многие поймут, что школьная жизнь больше никогда не станет прежней. Поговорим и мы — чисто по-житейски — о двух характерных чертах нового года в наших школах.
Хорошо, если не с перламутровыми пуговицами
Чуть ли не главным школьным событием для всей страны стало введение обязательной школьной формы.
В некоторых регионах она единая для всех, в других – как, например, в Москве, школа сама выбирает дресс-код для учеников — лишь бы он был "в деловом стиле" (что бы это ни значило в отношении детей). В последнем случае внешний вид ребенка зависит от вкусовых предпочтений директора и наиболее активных родителей, которые входят в управляющий совет.
Не исключено, что это могут быть очень причудливые предпочтения – какая-нибудь серо-розовая клетка или сочетание бордового с зеленым. А кому-то нравятся, скажем, перламутровые пуговицы.
Частенько родителям настоятельно рекомендуют покупать одежду у конкретного производителя или ненавязчиво вкладывают в дневник ученика купончик на скидку. Но даже со скидками обходится вся эта красота недешево, и найти ее непросто, особенно если у ребенка какой-нибудь неходовой размер.
Модельер Виктория Андриянова (которая разрабатывала форменную одежду для сотрудников РЖД), считает, что единственная возможность сделать школьную форму дешевой и качественной – это создание единой формы для всех школьников. То есть большой государственный заказ.
Учитывая все это, есть ощущение, что очень скоро все регионы откажутся от вольного стиля, и ходить нашим детям в одинаковых платьях и пиджаках, как ходили их родители и бабушки. И это не вызовет протестов, потому что, как оказалось, только 17 процентов россиян против возвращения к форме.
Причем, как представляется, не потому, что большинство на практике убедилось, насколько это дешевле и удобнее (из этого же опроса следует, что россияне готовы платить за форму в среднем 3,5 тысячи рублей – на эти деньги можно купить несколько пар джинсов, маек и рубашек, даже не особо экономя). Может быть, россияне думают, что вместе с формой вернется и старая, прочная система образования?
Слияние или потопление?
Но для многих московских школьников новая форма – это еще не самое интересное. Некоторые из них вообще пойдут вовсе не в ту школу, в которую поступали.
Чиновники и здесь настроены оптимистично — говорят, что, например, объединение обычной школы со школой, где обучались "трудные" дети, вовсе не означает, что всех механически перемешают. В это хочется верить, но… посмотрим.
Эксперты высказываются более сдержанно, предупреждая, что если слияние школ приобретет массовый характер, как по команде сверху, то "в этой повальной кампании легко потопить "особенные" учебные заведения, которые есть в Москве".
Однако шансов у них, кажется, мало. Хотя формально объединение "проводится на добровольной основе и по просьбам трудящихся", на деле все куда более безальтернативно.
Отсутствие альтернативы
Как говорит Олег Смолин, первый заместитель председателя Комитета Государственной думы по образованию и науке, "если управляющий совет школы принимает решение не сливаться, директора школы могут уволить и поставить другого, пока он не добьется соответствующего решения".
Причина здесь вполне тривиальна – при системе подушевого финансирования, по которой теперь строится образовательный процесс, то есть когда учебное заведение получает деньги за каждого ученика, малокомплектная школа не выживет.
Так что, если выделить отличительную черту нового учебного года, то это будет отсутствие альтернативы. Ученики и их родители вынуждены подстраиваться под все изменения, которые их поджидают: искать форму в клетку установленного цвета, переходить в другие школы, менять учителей, одноклассников, директора.
Не исключаю, что в результате перемен все станет только лучше. Но быть участником эксперимента всегда очень тревожно. Тем более, когда ты им стал не совсем по своей воле, а только потому, что твоему ребенку надо учиться.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции