Международный авиационно-космический салон "МАКС-2013" открывается в подмосковном Жуковском 27 августа. Гостям выставки представят ряд военных и гражданских, серийных и перспективных самолетов и вертолетов.
В преддверии салона бывший главнокомандующий Военно-воздушными силами (ВВС) России генерал армии Петр Дейнекин рассказал корреспонденту РИА Новости Тимуру Ахметову о преимуществах и недостатках российского самолета пятого поколения Т-50 в сравнении с его зарубежными аналогами, в частности, с американскими F-22 и F-35, а также о перспективах развития отечественного военного авиастроения.
— Петр Степанович, на МАКС-2013 будет демонстрироваться новейший российский истребитель пятого поколения — Т-50. По данным экспертов, наш самолет выигрывает в сравнении с американскими F-22 и F-35 в маневренности, однако истребители США имеют преимущества в малозаметности. Значит ли это, что наш Т-50 беззащитен для самолетов противника и его радаров?
— Даст ли наличие ракет повышенной дальности нашему Т-50 заметное преимущество в воздушном бою с американскими F-22 и F-35?
вероятными противниками, и сейчас на уровне математических расчетов воздушных боев я не имею права превозносить боевые возможности Т-50, который себя еще ничем, кроме показа на авиасалонах, не проявил. Однако и этим пилотажем на весь мир заявлено о том, что наша авиапромышленность не стоит на месте. Каждому летательному аппарату должны подбираться средства сообразно его боевому применению. Ракеты с дальностью 400 километров, на мой взгляд, больше подошли бы для фронтового бомбардировщика, нежели самолету-истребителю.
— Т-50 имеет больший объем топливного бака. Это преимущество перед конкурентами?
Мы также, в отличие от США, не можем позволить себе роскошь создавать самолеты и для ВВС, и для ВМС, и для морской пехоты. Ни одна экономика, ни одна промышленность, кроме американской, не может выдержать такое напряжение. Вместе с тем, являясь сухопутной державой, мы должны заботиться не только о тех самолетах, которые завоевывают господство в воздухе, но и оказывали бы поддержку нашим сухопутным войскам и флоту. У нас есть штурмовая и фронтовая авиация, которая предназначена для поля боя.
— Сравнимы ли боевые качества китайского истребителя пятого поколения J-20 и нашего Т-50?
— Руководители китайской авиационной отрасли находятся на правильном пути. Они закупают технологии и занимаются производством собственных самолетов и ракет, но, при всем уважении к китайскому авиапрому, он отстает от российского. Правда, вполне возможно, недалек тот час, когда они могут нас превзойти, если мы будем дремать.
— Великобритания и Франция могут работать над своими концепциями боевых самолетов поколений 4 и 4++, а самолет пятого поколения закупить у США и сразу начать строить самолет шестого поколения. Не следовало ли нам последовать примеру Франции и для экономии средств сразу перейти к разработке боевой авиации шестого поколения, а пятое поколение закупать за рубежом?
— Не следует сравнивать Россию и Францию. Франция — член НАТО, а мы должны заниматься этим важным делом самостоятельно, поэтому прыгать через поколение у нас вряд ли получится. Дополнительного изучения требует тема беспилотных летательных аппаратов большого радиуса действия, тем более что шестое поколение боевой авиации, скорее всего, будет беспилотным. Естественно, над этой темой у нас активно работают.
— Американцы взяли на вооружение концепцию "Авиационная экспедиционная армия", которая состоит из 210-280 самолетов, и 10 таких армий должны заменить все боевые формирования ВВС США. Может ли этот пример оказаться полезным для нашей боевой авиации?
— Идея создания авиационных экспедиционных армий подходит той концепции мирового лидера, которой следует США. Нам авиационные экспедиционные армии не нужны, внешняя политика России этого не требует. Вместе с тем, наши ВВС на громадной российской территории должны быть "экспедиционными" и в короткие сроки готовыми к передислокации с Тихого Дона на Тихий океан.
— Россия на сегодня привлекла к совместной работе над проектом истребителя пятого поколения только Индию. Может быть, следует расширить это сотрудничество по линии ОДКБ?
— Конечно, нам следует поддерживать интегрирование производства с дружественными нам государствами. Однако нельзя допускать зависимости от авиационной промышленности других стран, чтобы они не подвели нас в годы суровых испытаний. Все у нас должно быть свое: ракеты и самолеты, танки и вертолеты, погоны и полушубки, хлеб и мясная тушенка.
— Как повлияет появление в войсках самолетов пятого поколения на локальные войны?
— Локальные войны, конечно же, служат полигоном для проверки боевых возможностей средств авиационного нападения. Однако задачи, которые ставят перед собой участники таких конфликтов, будут решать отнюдь не самолеты пятого поколения.