В связи с состоявшимся во вторник вводом в строй нового информационного терминала РИА Новости заместитель руководителя Объединенной редакции новостей — начальник управления координации и оперативного выпуска РИА Новости Ярослав Бартошевич-Жагель рассказал о том, чем была вызвана необходимость его создания, какие возможности новый терминал предоставляет пользователям и можно ли считать его исследовательским инструментом.
— Основной канал доставки нашей информации коммерческим клиентам и раньше эволюционировал. Но прежнее решение уже даже с учетом доработок не отвечало их растущим потребностям, запросам на скорость передачи и удобство работы с новостями. Поэтому мы решили сделать что-то совсем новое, нечто, что учитывало бы информационные реалии и возрастающие ожидания клиентов. Начиная разработку нового терминала, мы понимали, что они должны быстро получать от нас новости и быть в состоянии столь же быстро их анализировать. Ориентироваться в наших новостях из-за кратного роста объемов их выпуска стало сложнее, в последние годы новости стали исчисляться не сотнями, а тысячами в сутки. А это уже на грани стандартной способности человека к потоковому восприятию информации.
— Как эти изменения повлияли на запросы клиентов?
— Нашим клиентам, среди которых не только другие СМИ, но и сотни самых разных компаний и организаций, понадобились более широкие возможности обработки информации, в том числе автоматического поиска и отслеживания нужных новостей исходя из их потребностей, ранжирования новостей по важности, группирования по заданным параметрам, выявления взаимосвязей. Большинство клиентов понимает, что от скорости доставки новостей, качества поиска по терминалу и удобства анализа все чаще зависит эффективность принятия решений.
— Как долго и чьими силами велась разработка терминала?
— Проект фактически стартовал летом прошлого года, несколько месяцев шла разработка эскизов будущего интерфейса, и к концу мая этого года мы уже имели первую работающую версию. Лето было посвящено активному совершенствованию: при внешней неизменности интерфейса от ранних прототипов были перепридуманы многие механизмы, проработаны десятки незаметных на первый взгляд поведенческих моментов. Для разработки и программирования интерфейса пользователя мы привлекли компанию "Онтико". Это не первое наше с ней сотрудничество, но раньше речь шла о проектах, связанных с высокими технологиями в области быстрой обработки данных.
— Какие интеллектуальные функции появились в новом терминале?
— Прежде всего, мы расширили область применения нашей семантической платформы – теперь любой текст маркируется базой данных объектов, которую мы поддерживаем в актуальном состоянии. А сам поиск позволяет строить запросы не только по словам с морфологией, но и по объектам. Мы разработали специальный виджет поиска, который автоматически находит объекты в запросе пользователя. Функция поиска отличается от классического исполнения: в терминале это отфильтрованная лента, обновляющаяся в реальном времени. Ее можно сохранить как собственную ленту, настроенную исходя из потребностей конкретного клиента. Это и многое другое собрано в единый, слаженно работающий интерфейс пользователя – максимально простой, но напичканный большим количеством инструментов, если погружаться в него глубже.
— Не стал ли новый терминал "слишком умным"? Осталась ли работа в системе простой и интуитивно понятной?
— Мы постарались обеспечить высокий уровень преемственности интерфейса, поскольку многие клиенты довольно восприимчивы к радикальным изменениям. Поэтому не думаю, что простота работы пострадает. Что касается интуитивности – как я уже сказал, при разработке мы постарались это тщательно отточить. Например, провели внутреннее тестирование в Объединенной редакции новостей, которая, собственно, и является производителем информации, поступающей в терминал. Что касается новых инструментов, которые появились в терминале – они дают дополнительные возможности и едва ли что-то могут усложнить, мы эти возможности попытались сделать понятными в использовании. А уж насколько они будут востребованы и какими именно категориями клиентов – время покажет.
— В новом терминале появились "объекты", выделяемые в новостях. Откуда они берутся? Насколько этот труд автоматизирован?
— Это работа специального софта, который мы внедрили в прошлом году. Для новостных лент это работает полностью автоматически, ведь мы не можем снижать оперативность, задействуя человеческий фактор. Лингвистический анализатор сканирует текст, находит в нем упоминания объектов – имен, организаций, географических названий, пытается определить тематическую категорию, сопоставляя его с аналогичными текстами и массой специальных правил. За эти правила у нас отвечает группа лингвистов: они каждый день анализируют качество автоматической работы, что-то подправляют, подтверждают добавление новых объектов, помогают выстраивать в системе связи между ними.
— Насколько глубок семантический разбор новостей в системе? Может ли система отслеживать взаимосвязи между лицами, событиями и местами?
— Сейчас еще нельзя сказать, что это работает с качеством, приемлемым для наших коммерческих продуктов, поэтому пока что мы ограничились базовыми инструментами медиастатистики. Но кое-что из интеллектуальных инструментов действительно находится в работе, и достаточно скоро в терминале появится функционал автоматического построения сюжетов и их анализа. Там будут использоваться взаимосвязи, вплоть до графической визуализации. Пока что этот инструмент существует в виде прототипов, но через некоторое время он будет доступен и нашим подписчикам.
— Несмотря на то что пока основная масса наших клиентов пользуется настольной версией, учитывались многие особенности использования на мобильных устройствах. Мы учли опыт разработки адаптивной верстки на нашем флагманском сайте ria.ru – откройте терминал на планшете, и он автоматически ужмется до размеров экрана, уменьшая некоторые блоки в пользу основной новостной ленты. Трафик сильно оптимизирован: не передается ничего лишнего, только тексты новостей и только в тот момент, когда пользователь открывает новость, или же когда на ленте появляется новая. Так что наш новый терминал полноценно работает на мобильных устройствах.
— Как, на ваш взгляд, изменится работа с терминалом? Действительно ли операторы терминалов станут своего рода Data Scientists?
— Мы, безусловно, рассчитываем на это. Тот продукт, который мы запустили – только начало, базовая версия. Сейчас рано давать какие-то определенные обещания, но в будущем в терминале будет появляться все больше и больше новых возможностей. Будет больше контента и будут появляться инструменты для работы с ним. Наша цель – создать профессиональную среду для работы с новостями. Уже сейчас есть механизмы работы с объектами и медиастатистика. Мы хотим не конкурировать в нише аналитических инструментов архивов, а вместо этого сфокусироваться на инструментах анализа в реальном времени. Это новое направление, в мире пока мало систем, которые умеют анализировать в реальном времени большое количество источников данных. Мы ищем сотрудничество с командами, которые работают в этом направлении.