ХАБАРОВСК, 22 авг — РИА Новости, Илья Горбунов. Сотни волонтеров устраняют последствия наводнения в Хабаровском крае вместе с сотрудниками МЧС. Добровольцев привлекают не только строить дамбы, но и помогать в эвакуации людей. Корреспондент РИА Новости провел один день в штабе добровольческого движения, чтобы понять, что движет людьми, работающими бесплатно в экстремальной ситуации.
Шесть дней — 600 человек
Подход к палатке штаба волонтерского движения охраняют несколько молодых людей с планшетами и телефонами. Возле них несколько пластиковых столиков, на которых лежат бутылки воды, пачки строительных перчаток и другие вещи, без которых работать на объектах нельзя.
"Вы к нам поработать или пофотографировать?— с улыбкой спрашивает меня один из "охранников". — Простых бездельников, желающих сделать пару фотографий на фоне разлива реки, мы не пустим. Тут люди работают, а не позируют".
За шесть дней работы здесь перебывали многие представители федеральных и местных СМИ, поэтому изначально меня пускать не хотели. Но после обещаний оказать помощь волонтерам меня все же познакомили с местным координатором Антоном Плюсниным. Вид у него был уставший — ежедневно приходится управлять десятками людей.
"Мы же не только на набережной баррикады возводим. С этого, конечно, все началось, но теперь нам приходится постоянно присылать людей в помощь спасателям и городским службам", — рассказывает Антон и машет одному из добровольцев, чтобы тот поставил ящик с дождевиками возле палатки.
"Людей не хватает, ведь не все могут помогать нам целый день, но мы благодарны даже тем, кто перенесет пару мешков или посторожит вход в палатку", — отмечает координатор.
По его словам, когда появились первые сообщения в социальных сетях с просьбой собраться ради помощи Хабаровску, никто из организаторов акции не ожидал такого наплыва людей. Первых добровольцев было 30, потом подтянулось еще человек 50, а через шесть дней через штаб прошли уже почти 600 человек.
"У нас есть все, чтобы обеспечить людей. Мешки для песка, лопаты и другие инструменты (показывает сложенные орудия труда). Не хватает только людей, но их всегда будет мало. У нас в мечтах, чтобы хоть один день помогать пришли все жители города. Тогда бы на следующие сутки работы у нас уже не было", — говорит Антон.
Лопата вместо Instagram
Едва я вышел из палатки, как от меня тут же потребовали выполнить обещание, данное при входе, — отработать потраченное на разговоры время. Причем в двойном размере. Посмотрев на мои чистые ботинки и джинсы, меня приставили сторожить лестницу, через которую любопытные жители пытались попасть на места работ, чтобы пофотографировать или просто посмотреть, как далеко река Амур затопила берег.
"Почему нас не пускают? Ведь мы же только на чуть-чуть, даже гулять не собираемся, — обиделась на меня молодая девушка с телефоном. — Они же там весь день работают, а значит, там безопасно".
Однако, как объяснили волонтеры, безопасной набережную никак не назовешь. Разлив Амура такой, что приходится закреплять даже чугунные ограждения, тянущиеся вдоль всей зоны отдыха, и то их может смыть после сильного дождя.
Все носят только резиновые сапоги или шлепанцы, иначе ноги будут постоянно мокрыми. Не одеты как надо только абитуриенты местного вуза, которые просто не имеют других вещей, кроме тех, что привезли с собой. Но и их стараются как следует экипировать.
"Меня родители спрашивают, как я могу каждый день проводить среди луж и мешков с песком. Удивляются, почему не иду на дискотеки, — вздыхает волонтерка Алена. — Никак не могу им объяснить, что здесь тоже интересно. Все люди вокруг такие дружные. К тому же, еще и парни клевые есть".
Мимо проезжает грузовик с ее подопечными. Они весело переговариваются и принужденными к труду точно не выглядят. Кстати, почти вся техника тоже пригнана сюда добровольцами. Несколько человек предложили свою помощь в доставке людей, кто-то приехал на своем грузовом автомобиле, а третьи подкатили трактор и экскаватор.
Меня приглашают в палатку поговорить с лидером уже "профессиональных" волонтеров Яной Лантратовой, членом совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека.
Помогать — "в кайф"
"Мы хотим сделать Россию лучше!" — гласит лозунг "Добровольцев России", прибывших помогать жителям Хабаровска из разных регионов страны. Они работали в Крымске, эвакуировали жителей Благовещенска, а теперь добрались и до этих берегов Амура.
Я сижу в штабе вместе с Яной и пытаюсь поговорить с ней между постоянными телефонными звонками с указаниями, куда следует отправить очередную группу волонтеров.
"Мы считаем, что людям надо помогать везде, где можно. Вот мы и приехали помогать, — устало говорит Яна и глядит на часы (через 20 минут ей ехать в небольшое село и помогать уговаривать пенсионеров покинуть затопленные дома). — Если честно, это такой кайф, когда ты понимаешь, что людям реально требуется твоя помощь и они тебе благодарны".
Ее телефон вновь звонит, Яна просит ответить одного из сидящих рядом ребят. Она утверждает, что каждый день к их штабной палатке приходят новые люди и просят выдать им перчатки и лопаты, чтобы они могли помочь.
"Иногда люди чуть ли не требуют, чтобы им разрешили. Не все, конечно, готовы встать на защиту города, но удивляет то, что приходят помогать люди в возрасте, а не только молодежь, — говорит Яна, улыбаясь. — Приходят даже дедушки и бабушки, мы им тоже подыскиваем работку".
В штабную палатку входит очередной доброволец и начинает что-то шептать Яне на ухо. Она извиняется передо мной и уходит, а я остаюсь смотреть, как оставшиеся волонтеры пытаются поскорей доесть обед и продолжить возводить баррикады из мешков с песком.
К вечеру обещают дождь, а значит, Амур снова попытается отвоевать дополнительный участок суши у городской набережной.