МОСКВА, 19 авг — РИА Новости. Проведение новой амнистии в отношении граждан, осужденных за ненасильственные преступления, однако прежде чем идти на этот шаг необходимо тщательно продумать все механизмы по реализации данного предложения, чтобы сама идея амнистии не была дискредитирована, считают эксперты, опрошенные РИА Новости.
В понедельник "Ведомости" сообщили, что Совет по правам человека (СПЧ) может предложить президенту России на ближайшей встрече рассмотреть вопрос о новой амнистии к 20-летию Конституции РФ. По сообщению издания, глава СПЧ Михаил Федотов предлагает распространить амнистию на "всех жертв девяностых и нулевых годов", осужденных за ненасильственные преступления, совершенные в те годы. В том числе, амнистия могла бы распространиться и на экс-руководителей компании ЮКОС Михаила Ходорковского и Платона Лебедева.
Комментируя это сообщение РИА Новости, Федотов сообщил, что это пока только идея, которая будет рассматриваться на заседании Совета 22 августа.
"Об этом нельзя пока говорить подробно, потому что это только идея. Это из области символических представлений", — сказал глава СПЧ.
Не стоит торопиться
По мнению политолога Дмитрия Абзалова, прежде чем объявлять очередную амнистию, необходимо тщательно продумать механизм ее проведения. "Намного эффективнее делать амнистию реже, но более качественную и более обширную <…> Суть амнистии в отличие от помилования заключается не в том, чтобы большое количество людей вышло на свободу <…> Поэтому важен факт выборности и подхода, то есть необходимо все-таки обозначить, кого конкретно освобождают и почему, а не фронтально", — полагает эксперт.
Поэтому, добавил Абзалов, сейчас основная задача заключается в том, чтобы продумать сам механизм. Он подчеркнул, что необходимо уточнить термин, что подразумевается под термином "ненасильственные преступления", какие статьи могут попасть под новую амнистию.
"Надо понимать, например, что под ненасильственные преступления попадает коррупция, мошенничество, обман дольщиков и финансовые пирамиды, соответственно все, что не связанно с убийствами. Это может дискредитировать саму идею. Если выйдет по этой амнистии, условно говоря, Евгения Васильева (фигурант дела "Оборонсервиса"), то это дискредитирует весь процесс", — отметил Абзалов.
По словам политолога, если хорошо и правильно подготовить амнистию, то ее можно объявить, например, через год-два. "Это будет своего рода месседж, что государство готово к перезагрузке отношений, к новым форматам взаимодействия", — сказал он.
Закономерное предложение
В свою очередь политолог Владимир Слатинов считает, что с учетом той политической и правовой позиции, которую занимает СПЧ на протяжении последних полутора лет, данное предложение выглядит вполне закономерно.
При этом эксперт отметил, что со скепсисом относится к этому предложению, так как не верит, что оно будет реализовано. Он добавил, что даже, если представить, что власть объявит новую амнистию, то Ходорковский и Лебедев точно не попадут под нее.
Абзалов также считает, что если предложение об амнистии будет поддержано властью, то Ходорковский не попадет под нее, так как прежде всего не сможет выполнить все условия, например, возмещение государству всего экономического ущерба.
Копеечная амнистия
Член Общественной палаты и СПЧ, политический обозреватель Николай Сванидзе заявил, что всячески поддерживает предложение о новой амнистии, но также отметил, что пока Совет формально окончательное решение по этому вопросу не принял.
"Я сторонник этого предложения (по амнистии), потому что, та амнистия, которая не так давно была предложена, она совершенно копеечная. Она коснулась реально нескольких десятков людей, у нас по так называемым экономическим преступлениями сидят тысячи людей", — сказал Сванидзе.
По его мнению, фактически эти люди — политзаключенные, которые сели не за реально совершенные преступления, а по каким-то наветам, стали жертвами рейдерских захватов или кому-то перешли дорогу.
Госдума приняла постановление об экономической амнистии, оно вступило в силу 4 июля. Документ распространяется на осужденных по 27 статьям УК РФ, а также действует в отношении тех, кто на этот момент находился под следствием или чье дело рассматривалось в суде.
Глава профильного комитета Госдумы по уголовному законодательству Павел Крашенинников в конце июля сообщил, что согласен с мнением председателя палаты Сергея Нарышкина о том, что можно было бы подумать об амнистии не только в экономической, но и в других сферах.