Дмитрий Косырев, политический обозреватель РИА Новости.
Каирский спецназ минувшей ночью все-таки начал, после долгих колебаний, разгон палаточных лагерей сторонников Мохаммеда Мурси, свергнутого в июле президента (и лидера "братьев-мусульман"). Самое интересное в этой истории то, что она до ужаса похожа на происходившее в Москве почти двадцать лет назад. Танки расстреливали российский парламент, а демократически настроенные российские знаменитости слали тем, кто расстреливал, индивидуальные или коллективные послания с общей идеей "добить гадину". Сейчас в Египте похожее "добить гадину" исходит от таких же по образу мысли людей, что в Москве осенью 1993 года.
"Братья"-демократы
А из США в ответ раздается вопрос: что не так с египетскими либералами? И это, возможно, чуть ли не самое интересное из всего, что с Египтом — и с Америкой — произошло за два с лишним года после свержения режима Мубарака. А именно: путь местных "либералов" к поддержке военных и то, как этот путь оценивают их западные единомышленники.
Но развал египетской экономики и крах относительно нормальной жизни после падения Мубарака оказался таким, что Мурси и его "братья" просто не справились с управлением. Тогда, к восторгу публики, вернулись военные — то есть старая власть, опора режима Мубарака — и сейчас "наводят порядок", Мурси находится под арестом, его ключевые соратники тоже. И, конечно, это был переворот, как в России в 1993-м, когда и речи не могло идти о законности разгона Верховного Совета, не говоря о расстреле Белого дома.
Такова предыстория начавшегося сейчас глобального разбирательства на тему о том, насколько либеральны египетские либералы и кого в Каире должен поддерживать либерал американский, европейский и т.д.
Гадину надо добить
Если бы наше протестное "болотное" движение хоть как-то поучилось урокам той первой египетской революции, когда свергали Мубарака, оно само бы придумало что угодно, кроме уличных столичных протестов зимы-весны 2011-2012 годов. Потому что миллионные демонстрации на каирской площади Тахрир в начале 2011 года, конечно, стартовали не без участия "либералов" (студентов, интеллектуалов, журналистов), это они применили для свержения власти всю силу социальных сетей.
Зато дальше эти революционеры хорошо поняли, что никакого большинства в египетском обществе в целом у них нет. Да и на той же площади Тахрир они быстро утонули в толпе совсем не прозападных и не демократичных личностей…
Но вот переворот 3 июля, а дальше — история с баррикадами и палаточными лагерями сторонников Мурси, военные думают: разгонять их или нет? А Washington Post, в упомянутом материале "Что произошло с египетскими либералами", с грустью рассказывает, как множество "героев Тахрира" пришло к консенсусу: нет, лучше поддержать военных, "братья" — это плохо.
Разгон палаточных лагерей, с жертвами, в том числе среди женщин и детей? Да. Однозначно да. Добейте гадину, дорогие военные. Мы вас больше никогда не будем свергать.
Или вопрос о том, какой режим в Египте выгоден США: понятно, что военный, ведь с египетской армией у Америки давние связи со времен Мубарака и еще более ранних. И понятно, что победное шествие исламских фундаменталистов по Ближнему Востоку не должно было никого радовать, но как же с демократией и правами человека? И тут египетские "либералы" крикнули "раздавите гадину", и одним стало легче, а другим как-то не по себе.
В порядке завершения разговора о том, как реагировал внешний мир на расстрел российского парламента в октябре 1993 года: что-то я не помню, чтобы сенатор Маккейн или ему подобные ехали в Москву требовать решить все миром — это он в Каир приезжал. Хотя какие-то правильные телеграммы кто-то, наверное, в Москву слал, для очистки совести. Но в целом, по мнению тогдашней глобальной либеральной общественности, октябрь 1993 был победой демократии. Сейчас, похоже, времена не очень сильно, но изменились.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции