ВАШИНГТОН, 10 авг — РИА Новости. Президент США Барак Обама взял паузу для оценки политики Москвы, но российские министры после встречи с американскими коллегами объяснили, что о новой "холодной войне" не может быть и речи.
Главы внешнеполитических и оборонных ведомств России и США обсудили в пятницу в Вашингтоне общие подходы и накопившиеся разногласия по широкому кругу проблем — кроме традиционных вопросов региональной безопасности они коснулись судьбы Эдварда Сноудена и отложенного визита американского лидера в Москву. Одновременно и в том же Вашингтоне сам Обама давал комментарии о том, почему не поедет в Москву и как смотрит на отношения с Россией.
Стороны дали понять, что настроены преодолевать возникающие между ними сложности, а тема Сноудена не омрачила двусторонние отношения. Российские министры добавили, что по ряду направлений взаимодействие двух стран только улучшается. А в администрации США успокоили, что двусторонний саммит лишь отложен — пока для него не найдется содержательная повестка.
Обама хочет взять паузу
Обама на пресс-конференции в Вашингтоне впервые комментировал свое решение по встрече с российским коллегой. Он сказал, что США необходимо взять паузу и провести переоценку отношений с Россией на фоне нарастающей в Москве, по его мнению, антиамериканской риторики. При этом Сноуден был далеко не единственной причиной отмены саммита, сказал Обама.
"Решение не участвовать в саммите связано не только со Сноуденом. У нас не было достаточного прогресса по ряду вопросов", — сказал американский лидер.
Он добавил, что ранее Москва и Вашингтон достигли больших успехов в решении различных вопросов, в частности по ситуации в Афганистане и вступлению России в ВТО. Однако сейчас, по мнению Обамы, в Москве возрождаются стереотипы "холодной войны", и чем скорее они развеются, тем проще будет двум странам двигаться вперед.
"У нас нет холодной войны"
Одновременно с пресс-конференцией Обамы в российском посольстве в Вашингтоне перед журналистами выступали министры иностранных дел и обороны России Сергей Лавров и Сергей Шойгу, завершившие встречу в формате "2+2" с госсекретарем Джоном Керри и главой Пентагона Чаком Хейгелом.
Лавров обрисовал широкий круг тем, по которым велось обсуждение на встрече: от ПРО и региональных проблем до вездесущей темы Сноудена. На вопрос журналиста, не возвращаются ли стороны к новой "холодной войне", Лавров ответил отрицательно.
Эдвард Сноуден обнародовал в СМИ сведения о программах слежки американских спецслужб за гражданами по всему миру. Он бежал из США, правительство которых рассматривает его действия как госизмену, и получил временное убежище сроком на год в России.
"Сноуден упоминался по касательной как эпизод, который, наверное, неприятен <…> но не может, не должен, не в состоянии подорвать наши общие интересы", — сказал министр. Здесь с ним согласился высокопоставленный представитель администрации США, который заявил, что переговоры, действительно, не были омрачены темой Сноудена.
"Мы поступили в строгом соответствии с нашими законами и с международным правом. По-другому мы поступить не могли. Тем более что у нас нет с США договора об экстрадиции", — напомнил Лавров российскую позицию по Сноудену.
Российский министр обороны Сергей Шойгу подтвердил, что двусторонние отношения не охладились.
"Я не почувствовал каких-то изменений в подходах к военному сотрудничеству, более того, мы обсудили ряд новых, на мой взгляд, направлений в нашем сотрудничестве", — сказал он по итогам российско-американских консультаций в формате "2+2".
В частности, сказал Шойгу, достигнута договоренность активизировать контакты на уровне заместителей министров обороны, ввести в практику переговоров проведение видеоконференций и постараться сделать более насыщенным план сотрудничества военных ведомств двух стран на 2014 год.
"Если что-то и изменилось, то изменилось скорее в положительную сторону, мы не видим каких-либо угроз. Я не почувствовал каких-либо опасений по поводу наших дальнейших диалогов и по поводу того, что мы, говоря исключительно о военном сотрудничестве, видим какое-то охлаждение — скорее наоборот", — сказал российский министр.
Второй шанс
Россия и США не объявили по итогам министерских переговоров о каких-либо новых соглашениях, но договорились продолжать встречи в формате "2+2" на регулярной основе.
"С тех пор как этот механизм был сформирован и встретился впервые, прошло много лет. Сегодня с обеих сторон у нас было общее согласие, что эту практику нужно сделать регулярной. Мы согласны с тем, что это очень хорошая возможность для обсуждения ключевых вопросов международной безопасности, в которых Россия и США могут реально взаимодействовать, чтобы помогать решать проблемы, которые в мире существуют", — сказал министр.
"Саммит отложен вопреки тому, что пишет пресса, что он отменен. Саммит американская сторона отложила, перенесла, и я уверен, что то приглашение, которое получил президент Обама, сохраняется, и оно будет использовано", — сказал Лавров.
Эту информацию подтвердили и американцы: представитель администрации США заявил, что Вашингтон готов к проведению встречи Обамы и Путина, но только при наличии содержательной повестки саммита. Однако, оговорился он, вести речь о возможной дате саммита пока рано.
Региональная повестка
Среди обсуждавшихся на встрече "2+2" региональных проблем — Сирия и Афганистан, Иран и Северная Корея.
"Джон Керри меня заверил, что оппозицию убедят, чтобы они приехали в Женеву без предварительных условий", — сказал Лавров.
Кроме того, министры договорились, что эксперты России и США в конце августа еще раз встретятся, чтобы обсудить конкретные аспекты подготовки к этой конференции.
"Особое внимание мы уделили тому, что нужно делать все, чтобы двигаться к реализации поставленной на саммите "восьмерки" в Лох-Эрне задачи добиваться объединения усилий правительства и оппозиции с тем, чтобы искоренять терроризм на сирийской территории и изгонять террористов из САР. Для этого нужна принципиальная договоренность между политической оппозицией и правительством Сирии о том, как будет осуществляться переходный период", — продолжил Лавров.
Стороны также подтвердили, что выступают за скорейшее возобновление "шестерок" по ядерным проблемам — по денуклеаризации Корейского полуострова и по иранской ядерной программе. Кроме того, Москва и Вашингтон договорились поддержать нового президента Ирана Хасана Роухани в стремлении к диалогу.
"Мы, как и американские коллеги, ожидаем скорейшего проведения встречи в формате три плюс три с иранскими представителями. Мы хотим поддержать настрой нового президента Ирана, который заявил о готовности к большей открытости в этой сфере и к поиску договоренностей", — сказал Лавров.
Коснувшись афганской темы, Лавров напомнил, что разрешенный Россией транзит через ее территорию позволил перевезти в Афганистан и из Афганистана 265 тысяч американцев более чем 3 тысячами рейсов, и это сотрудничество становится более важным в преддверии вывода американских войск из этой страны.
Вопросы обороны
Особое внимание стороны уделили противоракетной обороне.
"Главное, что я увидел, услышал в ходе сегодняшних переговоров — это то, что есть понимание необходимости рассматривать эту тему в контексте всех других аспектов, которые так или иначе влияют на стратегическую стабильность, и рассматривать проблему ПРО в предельно предметных тонах, в предметной форме, чтобы понимать, какие риски создаются или не создаются для стратегической стабильности", — резюмировал глава российского МИД.
При обсуждении проблемы ЕвроПРО необходимо учитывать вопросы её размещения на Балтике и в Баренцевом море, пояснил Шойгу.
"Помимо непосредственного размещения ЕвроПРО в тех местах, которые уже определились, мы считаем, что туда же нужно погружать вопросы, связанные с системой морского базирования, особенно — Баренцево море и Балтика. Нас это также беспокоит. Кроме этого мы должны понимать, что мы не против и не возражаем, чтобы каждая страна повышала свою защищенность, но мы против того, чтобы эта защищенность была за счет России. Я надеюсь, что мы понимаем, о чем мы говорили с моим коллегой", — сказал он.
Кроме того, четыре министра подробно обсудили перспективы дальнейшего взаимодействия в сфере контроля над вооружениями, безопасности космической деятельности и нераспространения оружия массового поражения.