НОВОСИБИРСК, 9 авг — РИА Новости. Недавно в Новосибирске во время грозы девушку ударило током в троллейбусе, в связи с этим событием корреспонденты РИА Новости обратились к специалистам с вопросом — как обезопасить себя пассажирам автомобилей и общественного транспорта в непогоду.
Эксперты усомнились, что молния могла ударить именно в троллейбус, однако сошлись во мнении, что во время грозы электротранспорт все же может быть потенциально опасен для пассажиров и дали несколько рекомендаций — где лучше стоять и что нельзя трогать.
Не трогать троллейбус
"Для молнии важно ударить в предмет и с него уйти в землю. Она выбирает минимальное сопротивление для протекания токов… Вероятность попадания молнии в троллейбус исчезающе мала… Громоотводом служат провода, которые над ним", — сказал завлабораторией мощных непрерывных лазеров Института лазерной физики СО РАН Геннадий Грачев.
Он предположил, что причиной удара током мог послужить крутой поворот, в котором троллейбус выехал из-под зоны действия верхних проводов. Также молния могла попасть не в троллейбус, а в заземляющий провод сети. И электрический разряд нашел путь, заземлившись на корпус.
Инженер одной из новосибирских электротехнических компаний Александр Денисов считает, что наибольший риск получить удар током пассажир испытывает при посадке в троллейбус.
"Это даже не в дождь и не в грозу может произойти, потому что разность потенциалов между землей и кузовом троллейбуса существует. То есть, можно взяться рукой за дверь, стоя на земле и получить удар током. Поэтому не рекомендуется браться за неизолированные элементы, особенно при посадке в троллейбус", — говорит Денисов.
"Правда, в них может попадать грязь или влага, это, конечно, не способствует безопасности. А тут ведь гроза была, много воды, возможно, это тот самый случай", — предположил он.
Грачев также предостерегает браться во время грозы за металлические поручни в элетротранспорте. "Лучше держаться за оплетку или отдельно висящие (ручки). И нельзя держаться за два поручня в разных сторонах. Стоять также лучше на тех участках пола, которые покрыты изолирующим материалом", — добавляет он.
Не ехать в гору
"Молнии чаще всего попадают в отдельно стоящие деревья, в будки… Если вы в машине, в грозу лучше встать возле высокого дома или леса. Если гроза застала в степи, то здесь не очень важно: ехать и стоять. Если заезжаете на гору, лучше остановиться", — говорит Геннадий Грачев.
Он поясняет, что молния выбирает наиболее высокие выступающие части.
При этом эксперт отмечает, что в автомобиле салон, как правило, оформлен электроизоляционными материалами. Единственная опасность — ручка передач, но она тоже у современных автомобилей чаще полностью изолирована.
В целом, по словам Грачева, есть очень маленькая вероятность получить удар током во время непогоды в автомобиле, поскольку для молнии "он не отличается от куста".
Совет не приближаться к высоким отдельно стоящим деревьям во время грозы содержится и в рекомендациях областного ГУ МЧС.
Также МЧС рекомендует не покидать автомобиль, при этом закрыть окна и опустить антенну радиоприемника.
В ведомстве отмечают, что потенциально опасный вид транспорта в грозу — велосипед и мотоцикл. "Их надо уложить на землю и отойти на расстояние не менее 30 метров", — говорится в сообщении МЧС. Также спасатели не рекомендуют выезжать в поле на тракторе.