МОСКВА, 7 авг — РИА Новости. Российские эксперты ожидают новых переговоров по иранской ядерной программе и подвижек по данному вопросу после избрания и вступления в должность в этой стране президента Хасана Роухани, однако считают, что Западу не стоит рассчитывать на слишком большие уступки со стороны Тегерана.
Накануне о готовности пойти на переговоры по ядерной проблеме заявил на своей первой пресс-конференции новый президент Ирана Хасан Роухани. По его словам, переговоры, которые идут с "шестеркой" посредников, не провалились, но они должны быть более серьезными и ясными. Кроме того, он заявил, что Иран может говорить на двусторонней основе с любой стороной, в том числе и с США, если она проявит хорошие намерения и если интересы Тегерана не будут ущемлены.
Вероятность переговоров
По словам старшего научного сотрудника Центра международной безопасности ИМЭМО Владимира Сотникова, "возможность переговоров (с США) вероятна, может, и не на самом высоком уровне, но на уровне министерства иностранных дел обеих стран". Уверенности эксперту придает тот факт, что новый президент Ирана "был главным переговорщиком десять лет назад по ядерной программе Ирана". Тогда иранцы согласились на частичную приостановку обогащения урана на некоторых объектах.
"Это же все в основном люди, которые занимали солидные посты при двух президентах, будем назвать их реформаторами — при Хатами и Рафсанджани. Они уже психологически и профессионально готовы к тому, чтобы проводить определенные реформы", — полагает эксперт. Он также подчеркивает, что "многие из них (кандидатов в министры) заканчивали университеты США и Западной Европы, как и сам Роухани, и хотя у них иранская ментальность, но понимание Запада гораздо выше, чем у людей типа Ахмадинежада".
Вязкая дипломатия
Но согласие на переговоры еще не означает готовность пойти на все уступки, уверяют эксперты. По мнению Сотникова, моментальных изменений в позиции Ирана по ядерному вопросу ожидать не стоит. "Здесь большую роль будет играть то, какая ситуация будет вокруг Сирии и в регионе, и какова будет позиция США", — отмечает эксперт.
Переговоры, по мнению экспертов, будут проходить медленно, и результаты, вероятно, не будут соответствовать ожиданиям Запада. "Позиция Ирана по ядерному вопросу радикально не изменится. Все требования Запада он не удовлетворит. Он (Роухани) очень вязкий переговорщик, и он будет все время, обещая чего-то, выторговывать уступки", — считает профессор кафедры сравнительной политологии МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД Виктор Сергеев.
Но некоторых результатов, как отмечают эксперты, всё же добиться удастся. "Иран, скорее всего, пойдет на уступки по своим ядерным программам. Это касается, прежде всего, снижения обогащения урана до 20%", — полагает старший научный сотрудник Института международной экономики и международных отношений РАН, эксперт РСМД Виктор Надеин-Раевский.
Однако, по его словам, "Иран не собирается выкладывать все козыри на стол переговоров". "Иранская дипломатия — это дипломатия, которая насчитывает тысячелетия. Иран — неуступчивый, серьезный партнер, это партнер, который никогда не забывает о своих национальных интересах. Иран будет торговаться", — подчеркнул эксперт.
В чем интерес
За скорейшее решение ядерной проблемы выступают сами жители Ирана, считает Владимир Сотников. И их можно понять — "санкции оказали достаточно сильное влияние на уровень жизни самих иранцев", отмечает эксперт.
Выгоду от переговоров по ядерной программе, как считает Надеин-Раевский, нашли и иранские экономисты. "Раздались голоса со стороны некоторых иранских экономистов, что выгоднее закупать эти (ядерные) материалы, чем самим тратить огромные деньги на разработку, тем более что в стране и без того хватает проблем", — объясняет Надеин-Раевский.
В переговорах с Западом, по мнению экспертов, заинтересованы и непосредственные соседи ближневосточного государства. Однако, по словам Сажина, дело здесь не в угрозе ядерного удара: "Все понимают, что если Иран создаст что-то, он не будет применять". "Но как орудие для ужесточения своей региональной политики, это может вполне (вызывать опасения). Поэтому здесь отношение с арабами — серьезное дело", — считает эксперт.
Последнее слово — не за Роухани
"Роухани — умеренный, прагматичный президент, но не только Роухани определяет внешнюю и внутреннюю политику Ирана. Ему предстоит сложный процесс увязывания осторожных шагов с религиозным руководством", — подчеркивает Сотников.
О том, что последнее слово все равно будет за "Рахбаром" — духовным лидером Ирана Али Хаменеи — говорят и другие эксперты. "Президент Ирана никоим образом не может считаться человеком независимым. Все вопросы по поводу ядерной программы Ирана входят в компетенцию Рахбара. Именно на этом уровне принимаются все решения", — объясняет Надеин-Раевский. "Но, кажется, Иран к изменениям готов", — считает эксперт.
"Без согласия верховного лидера, конечно, такой умеренный, не будем говорить либерал, скорее, центрист, консерватор Роухани не стал бы президентом. Думаю, Рахбар дает добро новому курсу", — уверен Сажин.
США, ряд других стран Запада и Израиль подозревают Иран в разработке ядерного оружия под прикрытием программы мирного атома. Тегеран заявляет, что его программа направлена исключительно на удовлетворение потребностей страны в электроэнергии. В отношении страны неоднократно принимались санкции как отдельными странами, так и международными организациями.