ВАШИНГТОН, 27 июл — РИА Новости, Алексей Богдановский. Эксперты из России и США обсудили в пятницу в Вашингтоне отношения двух стран в свете скандала с Эдвардом Сноуденом.
Диалог был организован Центром национальных интересов, президентом которого является Дмитрий Саймс, и Институтом демократии и сотрудничества, который возглавляет российский политолог Андраник Мигранян.
Эксперты собрались, чтобы обсудить предстоящую повестку саммита "большой двадцатки" и отношения двух стран в области общественных организаций, но значительная часть дискуссии оказалась посвящена Сноудену, который ждет решения российских властей по его прошению о политическом убежище.
Большая двадцатка: председательство России >>
Главный вопрос состоял в том, приедет ли президент США Барак Обама на переговоры с российским руководством в Москву после его запланированного визита в Санкт-Петербург в сентябре на саммит "большой двадцатки". Белый дом не исключил, но и не подтвердил такую возможность. Большинство же из участников пятничной дискуссии считают, что для США было бы ошибкой отказаться от саммита с Россией. Читайте подробнее >>
В поисках выхода из ситуации
По его словам, это особый случай, поскольку, с одной стороны, Россия никого никому не выдает, а с другой — обычно не предоставляет кому-либо политического убежища. "Это уникальный случай. Россия хотела бы избавиться от него (Сноудена) как можно скорее", — сказал Мигранян.
По словам руководителя Центра национальных интересов Дмитрия Саймса, США изначально вряд ли ожидали выдачи Сноудена, но надеялись перехватить его в третьей стране после высылки из России.
"Я не думаю, что кто-нибудь в американском правительстве серьезно ожидал, что Сноуден будет возвращен в США <…> Я думаю, что ожидали, по крайней мере, надеялись на то, что Россия вежливо убедит Сноудена отправиться куда-либо еще, поскольку это в ее собственных интересах", — сказал Саймс.
"У господина Сноудена имеется багаж — не только политический, касающийся отношений с США, — но багаж в буквальном смысле этого слова. Вопрос — что россияне собираются делать с этим багажом?", — отметил он. Завладеть секретами Сноудена или позволить ему оставить информацию у себя — значит создать проблемы в отношениях с США, считает он.
Саймс отметил, что решение относительно убежища со стороны российских властей пока затягивается. Все это, по его словам, свидетельствует, что обе страны ищут выход из создавшейся ситуации.
По словам Андраника Миграняна, Россия не приглашала Сноудена и не могла отправить его куда-либо еще, поскольку, пока тот летел из Гонконга в Москву, американские власти аннулировали его паспорт.
"Россия — не тот, кто создал эту ситуацию, а жертва", — сказал Мигранян.
С ним не согласилась бывший помощник госсекретаря США по разведке Тоби Гати. Слово "жертва" — это "очень большое преувеличение", — сказала она. По ее словам, в США не воспринимают подобную позицию России, и существует реальный риск отката отношений двух стран из-за Сноудена.
"Это будет трагедией для отношений России и США, а в реальном выигрыше от этого окажется Китай", — пояснила Гати.
Саммит в Москве под вопросом
Дмитрий Саймс заявил, что двусторонний саммит в Москве "будет очень сложно организовать", пока не решен вопрос со Сноуденом.
"Лучшим решением было бы двум президентам поговорить в Санкт-Петербурге, но не создавать нереалистичных ожиданий", — считает Саймс. По его словам, это не лучший выход, но и наиболее реалистичный в данной ситуации.
Исполнительный директор Центра национальных интересов Пол Сандерс назвал "несерьезными" идеи ряда американских политиков о том, чтобы США воздержались от саммита "большой двадцатки", двустороннего саммита и тому подобных мероприятий в связи с делом Сноудена.
Кроме того, даже если бы подобная точка зрения возобладала в США, им не удастся убедить в целесообразности подобных бойкотов партнеров из других стран, добавил он.
"Зачем США тратить политический капитал и убеждать наших союзников сделать что-то подобное?" — задался вопросом Сандерс. Возможность отмены саммита в Москве имеет значение в деле Сноудена, только если США будут уверены, что России этот саммит гораздо более важен, чем ее американским партнерам, сказал Сандерс.
"Но я не уверен, что это будет действительно чего-то стоить России", — сказал он. Сандерс уточнил, что он против лакировки глубоких разногласий между двумя странами, но что подобные шаги повредят отношениям двух стран и не дадут ничего, кроме сомнительного морального удовлетворения.
По его словам, в России многие недооценивают то обстоятельство, что администрация президента Барака Обамы при всех разногласиях с Россией вложила немало политического капитала в улучшение двусторонних отношений, хотя их "перезагрузка" и не работает уже около полутора лет.
"У нынешней администрации США имеется уникальная возможность. Так много было вложено в Россию, что вместо того, чтобы президенту Обаме умыть руки и сказать: "Тут ничего не приобретешь, так что лучше отойти в сторону", нужно сделать последнюю попытку и сказать: "Я вложил тонну политического капитала в эти отношения, сделайте ситуацию лучше для меня, и я продолжу делать этот вклад", — сказал Рожански.
Обама находится под давлением
"В политических и экспертных кругах усиливается давление в пользу того, чтобы московский визит Обамы не состоялся. А если он поедет на "двадцатку" — чтобы он ограничился поездкой в Санкт-Петербург", — сказал Мигранян РИА Новости.
По его словам, Обаме трудно было бы находиться в том же городе, что и Сноуден, "независимо от того, какие вопросы будут обсуждаться".
Мигранян сказал, что Россия стремится к тому, чтобы предоставлением временного статуса Сноудену разрядить обстановку, а затем позволить ему выехать за пределы страны. Что касается московского саммита, политолог отметил отсутствие прогресса по ряду важных для сторон вопросов, которые планируется вынести на встречу.
"Не так много вопросов, по которым у нас есть определенные договоренности для того, чтобы полноценный саммит был бы позитивным. Договоренности по противоракетной обороне далеки от того, чтобы дать какие-то положительные результаты. Договоренности, которые бы американцы хотели от нас, о дальнейшем сокращении стратегических ядерных наступательных вооружений, в общем-то, далеки от согласования позиций и параметров", — заключил Мигранян.