Отец голливудской звезды Умы Турман, друг Далай-ламы, известный буддолог из США профессор Роберт Турман, включенный журналом "Тайм" в список 25 самых влиятельных людей Америки, посетил с лекциями Москву и Туву. В интервью журналистке РИА Новости Ольге Липич профессор рассказал о пользе буддийской философии и психологии для христиан и последователей других религиозных традиций, о смысле жизни в буддизме, о совершенстве реальности и причинах страдания взрослых и детей, о Далай-ламе как истинном последователе толстовства, о зле милитаристских игр и своем взгляде на апокалипсис, о новой глобальной цивилизации и о роли России в будущем планеты.
— Роберт, почему вы — человек традиционно христианского Запада — стали буддистом?
— Не могу сказать, что в молодости я был особенно религиозным. Думаю, меня нельзя было назвать христианином… Меня интересовала философия — можно сказать, что моей религией были Сократ и Платон. В Бога я, может, и верил, но считал, что Он слишком раздражительный, вечно готовый впасть в гнев — и мне это не нравилось, хотя я и сам не отличался кротким нравом. В какой-то момент я пришел к выводу, что западная психология, Фрейд и другие, не дошли до полного понимания природы человека. Инстинктивно я чувствовал, что ответы на свои вопросы могу найти в Индии.
В то же время я был вполне обычным беззаботным американским парнем, учился в Гарварде, ходил на танцы, всячески развлекался. Я очень рано женился в первый раз. И у меня родилась замечательная дочь.
А потом произошел несчастный случай, в результате которого я потерял один глаз… Пока лежал без сознания, у меня было что-то вроде видения. Я попал в галерею с множеством зеркал и миллионами белых бюстов, какие бывают в музеях, кого там только не было: Джордж Вашингтон, Бетховен и другие выдающиеся западные деятели. А из зеркал позади них исходила мощная радужная энергия, энергия другой жизни. Когда я пришел в сознание, то понял, что должен изменить свою жизнь, что не могу больше жить как обычный американец, мне не интересно в Гарварде, они там не знают, что и зачем делают, пьют…
Не то, чтобы я именно к буддизму стремился, просто знал, что на поиски истины должен поехать в Азию. Я читал Германа Гессе и понимал, что там находится мудрость, которая мне так нужна. На Ближнем Востоке и в Индии зрелище бедного американского путешественника было в диковинку, я зачастую голодал, был очень худым, носил бороду, у меня тогда еще не было искусственного глаза — в общем, вид был еще тот. Но люди были очень добры ко мне, потому что хиппи еще не наводнили те края.
Внезапно в Нью-Йорке умер мой отец, и я должен был лететь домой на похороны… Там, в пятидесяти милях от того места, где вырос, я повстречал пожилого калмыцкого ламу, и этот калмык стал моим духовным отцом, я прожил рядом с ним около двух лет. Уже через десять недель я свободно говорил по-тибетски. Тибетцы считали, что это пришло ко мне из прошлой жизни, и я тоже так думаю.
— Вы повстречали Далай-ламу примерно полвека назад и стали буддийским монахом, но вскоре сложили с себя обеты — как это было?
— Впервые я увидел его в 1962-м году, когда приехал в Индию, а встретились мы уже в 1964-м. Благодаря моему калмыцкому учителю я был полон такого энтузиазма в отношении медитации, изучения буддизма, языков, что хотел стать монахом. Но мой учитель сказал мне: "Я понимаю, что ты хочешь стать монахом. Но сможешь ли ты им оставаться долго? Ты американец, здесь нет буддийских монастырей, из этого ничего не получится. Я не дам тебе посвящения". А я продолжал настаивать, и через два года, в 1964-м учитель сказал, что должен поехать в Индию, возьмет меня с собой и представит Далай-ламе, — может быть, тот даст мне монашеское посвящение.
И вот мы поехали в Индию, и меня представили Далай-ламе. Год с небольшим Далай-лама присматривался ко мне, хотя мы и стали хорошими друзьями. Думаю, в конечном счете, он посвятил меня в монахи вопреки предчувствиям пожилого ламы, поскольку считал, что так (если стану монахом) нам легче будет общаться и остаться друзьями.
Но потом меня отправили обратно на Запад в качестве переводчика с одним из лам. Снова оказавшись в Нью-Йорке, я начал понимать, что имел в виду мой лама: в Америке монаху нет места. Я носил бордовое монашеское одеяние, моя дочь потом говорила, что я выглядел как Генри Миллер в лохмотьях: с бритой головой, с повязкой на глазу и в красном платье. Все смотрели на меня с изумлением. В то время еще не было всех этих "Харе Кришна", йогов, даже хиппи еще не было, моя мать и другие считали, что я просто спятил… Я отказался от монашеского одеяния и от обетов. А в тибетском буддизме, если вы отказались от монашеских обетов, то это уже раз и навсегда, обратного пути нет. Невозможно снова стать монахом.
Далай-лама, конечно, был недоволен. Через несколько лет он меня простил, но поначалу был очень огорчен.
— Скажите, а члены вашей семьи — тоже буддисты? Ваша знаменитая дочь Ума Турман, например?
— Можно сказать, и так. Моя жена родом из Швеции, она естественным образом практикует буддизм. Мои дети, думаю, тоже — они верят в прошлые и будущие жизни.
Однако если вы зададите этот вопрос им, я не знаю, что они ответят. Они могут спросить вас, что вы имеете в виду под "буддистом". Они встречали многих молодых людей, которые говорили, что они буддисты, но вели себя совершенно не по-буддийски. Мои дети привыкли мыслить свободно… Они не любят просто делать то, что им говорят. Мы хотели воспитать их независимыми, и это нам удалось. Так что теперь у нас нет над ними никакой власти.
Но я думаю, что основные идеи буддизма — существование прошлой и будущей жизни, просветление — они принимают.
— В последнее время в Америке и в целом на Западе многие знаменитости становятся буддистами. Как вы думаете, почему это происходит?
— Дело в том, что буддизм — это не совсем религия. Те люди, для которых буддизм в первую очередь религия, не способны использовать буддизм в его истинном назначении. Ведь какое открытие сделал Будда? Он открыл, что реальность – это блаженство, счастье. И чтобы достичь счастья, человек должен понять природу реальности. Неведение служит причиной страдания. Вера во что бы то ни было сама по себе не поможет вам прийти к пониманию того, что природа реальности — это блаженство, не сделает вас достаточно счастливым. Вера может помочь в какой-то степени, но этого недостаточно. Вы должны понять. Мудрость — вот, что делает вас счастливым. А потому Будда в первую очередь был учителем, а не основателем религии.
Основатель религии утверждает: "Я обнаружил истину, Бога. Следуйте за мной, верьте в меня, верьте в Бога — и вы спасетесь". Будда же, напротив, говорит: "Я встретил Бога, Бог здесь, и, кстати, его супруга тоже здесь. Но они мало чем могут вам помочь. Они очень добрые и очень хотят помочь, но вы должны все сделать сами. Я сам не могу спасти людей. Если бы я мог, то сделал бы это незамедлительно". Люди должны сами понять окружающую их реальность.
Это подобно тому, как учитель не способен понять за ученика. Он может дать информацию, привести логические доводы, сделать критические замечания, но ученик должен сам прийти к пониманию. Поэтому буддизм очень привлекает к себе людей, которые хотят понять. Они по достоинству оценивают буддийский подход к пониманию философии, психологии, функционирования ума. Им нравится медитация, которая является действенным инструментом познания.
Но, как я уже сказал, некоторые люди считают буддизм религией, потому что исторически в Индии и в Китае образованных людей было 5-10%. Все остальные занимались сельским хозяйством, ремеслами, торговлей, они даже не знали грамоты, не умели читать и писать и потому не могли эффективно использовать эти инструменты познания. Но они верили, что в буддийских университетах, каковым являются буддийские монастыри, монахи занимаются правильным, полезным делом, и в будущей жизни они и сами, возможно, смогут пойти в монастырь, чтобы учиться. А пока, в этой жизни, буддизм для них был просто религией, системой верований.
В современном мире люди практически поголовно образованны, но их образование касается в основном того, как делать деньги, что-то конструировать, создавать новую технику. А философия — это некий мертвый предмет. Разве только юристам она нужна для того, чтобы научится дискутировать. Все открытия в естественных науках ориентированы на достижение коммерческих результатов или производство оружия. Люди не верят, что образование способно изменить их внутренне. Но тем не менее люди все же получают образование, изучают гуманитарные науки. Я, например, чувствовал, что Гарвард не дает мне достаточного образования. Они не учили меня, как управлять моей внутренней жизнью. Вместо этого мне предлагали верить во что-либо, и это должно было помочь мне справиться с внутренними проблемами. А я считаю, что в университетах следует изучать, как работают мое сознание, мои эмоции, мои идеи. Таким образом, буддизм может очень хорошо вписаться в систему образования.
Вот вы говорите, что многие западные люди становятся буддистами. Это не показное. Им нравится буддизм, потому что он не требует фанатичной веры. Я уверен, что на Западе еще больше людей, которые себя не называют буддистами, но применяют буддийские методы — в эмоциональной, психологической сферах, в том, что касается медитации. Они развивают осознанность. Но если спросить их о религии, то они скажут, "я христианин", или "я иудей". У нас даже есть словечко "иудобуддист" (это человек, который принадлежит к иудейской религии, но при этом принимает философию буддизма), или "христобуддист". А вот "индобуддистов" у нас не так много.
— А к какой категории вы себя причисляете? Вы привержены буддийской религии?
— Пожалуй, да. Мне нравится буддизм во всех его проявлениях. Но скорее я могу назвать себя сомневающимся, скептически настроенным буддистом: я не верю всему, что есть в буддизме, и уж точно не верю каждому буддисту.
Я думаю, что начинаю понимать теорию Далай-ламы: он абсолютно убежден и постоянно говорит о том, что в современном мире крайне важно, чтобы различные религии, а буддизм это, несомненно, одна из мировых религий, не сражались друг с другом за новообращенных последователей. Это создает конфликты. Каждое современное сообщество отличатся плюрализмом, почти в каждом городе есть мечети, христианские храмы, буддийские храмы, индуистские храмы…
Так что религии не должны конкурировать за "долю рынка" — это неправильно, и главное послание любой религии совсем не в этом. Неправильно, например, говорить: "Я христианин, и потому пойду убивать других людей". Христос говорил: возлюби врага своего, подставь другую щеку, Царство Божье внутри нас, будь добрым, любящим, твори милостыню, верь, надейся! Похожие истины проповедует и буддизм.
— Такие же. Любите своих врагов, ненависть рождает ненависть, только любовь способна остановить ненависть. Все проблемы от чрезмерного эгоизма. Сострадание — ключ к решению проблем. Например, Далай-лама так говорит: "Если уж вы эгоист, то для того, чтобы ваши поиски счастья увенчались успехом, проявите мудрость — будьте мудрым эгоистом". Ваше счастье зависит от счастья других. Чем с большей добротой, дружелюбием и любовью вы относитесь к другим, чем больше думаете о благе других, тем счастливее будете вы сами. И наоборот: чем больше вы заботитесь о достижении собственного счастья, тем большее разочарование будете испытывать. Потому что, сколько бы вы ни получили, вам никогда не будет этого достаточно. Вами овладевает жадность: я хочу другую машину, хочу две машины, мне нужен "Мерседес" и так далее. И эту жадность удовлетворить невозможно. Но если вы забудете о своем счастье и будете стремиться сделать счастливыми других, то сами станете счастливее! Этому учит буддизм.
Христос тоже этому учил. Но западная психология всегда, напротив, утверждала, что человек должен обладать сильным "я". Нам говорили: если ты будешь слишком добр к другим, они этим воспользуются, и ты будешь несчастным, так что ты должен правильно себя поставить, утвердиться. Но с буддийской точки зрения, это неразумный подход. Если Вы слишком усердствуете в самоутверждении, то, наоборот, будете несчастны. Потому что другие люди не будут вас любить, у вас будут с ними постоянные конфликты. Вы постоянно будете думать о себе, а если постоянно думать только о себе, то никогда не получишь удовлетворения.
В буддизме есть очень мощная рациональная психология, которая идет рука об руку с альтруизмом. И я думаю, это одна из причин, по которым христианам нравится буддизм. Они могут оставаться христианами, но пользоваться буддийской психологией и философией. И эта психология будет очень полезна им как христианам.
Думаю, в древние времена на Западе люди, подобные Франциску Ассизскому или Иоанну Крестителю, мистики обладали хорошими знаниями психологии. Но протестанты утратили эти знания и ценности, присущие монашеству. Все, что осталось, — это идея о безысходности, которая есть и у Фрейда: нами управляет неосознанное, безнадежность, и с этим ничего не поделаешь, можно лишь немного выпустить пар, не следует слишком подавлять это в себе. Человек в действительности не может контролировать негативные эмоции, свое неосознанное… не может очистить свой ум. Монахи умели очищать свой ум, у них были соответствующие методики… Возможно, у православных монахов (на Востоке) тоже было такое знание.
— Что в буддизме считают смыслом жизни? И каков ваш личный ответ на этот вопрос?
— Буддизм предлагает срединный путь между материализмом и верой в Божественную волю, контролирующую жизнь. Для человека, принадлежащего к теистической религии, смысл жизни в Боге. А для материалиста смысла жизни не существует. Жизнь для него представляет собой цепочку случайных мутаций, у нее нет никакой причины или разумного объяснения. Буддизм расположен где-то посередине между этими двумя воззрениями.
Если вы живете лишь для того, чтобы удовлетворять свои инстинкты и желания (такие как жадность, агрессия, стремление к потреблению), и при этом верите, что не способны понять природу вещей и должны лишь следовать своим импульсам или законам общества, пытаясь получить от жизни как можно больше для себя лично, то у такой жизни нет цели. Человек, ведущий такой образ жизни, не будет развиваться в позитивном направлении, он будет постоянно перерождаться и вести такой образ жизни снова и снова. Именно это происходит с нами с безначальных времен, поскольку с точки зрения буддизма у вселенной нет начала.
Итак, у таких людей нет цели, они никому не приносят никакой пользы, только вред. Но стоит вам испытать прозрение, увидеть, что благодаря силе, которой обладает ваш разум, вы можете понять себя и окружающий мир, как вы сами избираете смысл жизни. И этот смысл заключается в том, чтобы стать полностью просветленным существом. В том, чтобы эволюционировать и достичь высшей мудрости, постичь природу мира. И все это находится в вашем уме.
Будда сделал много открытий. Одно из самых революционных: природа реальности — это счастье. Что бы ни происходило, живем мы или умираем, но реальность совершенна. А вот если вы этого не понимаете, то испытываете страдания. Поскольку вам ничего не известно о реальности, вы живете в воображаемом мире, постоянно боретесь для того, чтобы что-то получить, испытываете страх. Неведение — это не блаженство, это страдание. А вот мудрость — это блаженство.
— Неведение и глупость. Допустим, я в неведении и считаю себя самым важным человеком из всех, в моей семье, в мире, я — главный! А почему я страдаю? Потому что никто больше не согласен с тем, что я самый важный человек. Даже мои дети не считают, что я такой уж важный. И мне постоянно приходится с ними бороться. Конечно, я стараюсь идти им навстречу, но между нами часто возникают разногласия. И вся вселенная со мной в разногласии. Я такой значительный, важный, но вот появился микроб, и я заболел, а потом умер. Мне хочется, чтобы у меня было все, но я не получаю того, чего хочу, и чувствую себя несчастным. И все это оттого, что нахожусь в неведении, не понимаю природу атомов, составляющих мое тело, энергий, которые питают мое тело и меня самого. Я-то считаю, что существую отдельно от всего, и потому сражаюсь с собственной природой. И в этом причина страдания. На самом деле, я как человек существую благодаря блаженству и взаимосвязи всего.
Дальше, хотя люди и умирают, это еще не конец. Человек рождается вновь. Немецкий социолог Макс Вебер писал, что система кармы — это наиболее рациональное объяснение причины страдания во вселенной. Ребенок в этой жизни невинен, но в прошлой жизни он мог стать причиной преждевременной смерти другого ребенка — и теперь должен отдать свою жизнь. Это печально, но таким образом он избавляется от негативных отпечатков прошлого. А потом он перерождается, и в самом процессе перерождения многому учится.
У буддистов тоже есть ад. Каждый человек создает собственный ад. Нет какой-то внешней силы, которая вас помещает в ад. Боги, наоборот, стараются вас оттуда вытащить.
— Буддизм понятнее западным людям, когда его ценности разъясняют уроженцы Запада, чем учителя с Востока?
— Не обязательно… Далай-лама всегда говорит, что нам не нужны люди, которые лишь на словах заявляют: я христианин, я иудей, я буддист. К тому же, если человек меняет религию, это становится источником проблем, его родители расстраиваются, он становится чужим в собственной культурной среде. Это нехорошо. Поэтому лучше сохранять приверженность своей религиозной традиции, если уж принадлежите к ней с рождения. А если вы можете чему-то научиться и стать более сострадательным, мудрым, приблизиться к пониманию природы реальности — замечательно! Вы можете это сделать, оставаясь христианином, иудеем, светским гуманистом или марксистом.
— Год назад на русском языке была издана ваша книга с необычным названием "Зачем нам Далай-лама?" Могли бы вы вкратце сформулировать: зачем же?
— Далай-лама нам нужен потому, что кроме него больше нет истинных последователей Толстого — вашего русского писателя.
Вот уже две с лишним тысячи лет, христиане со времен Христа, буддисты со времен Будды, мы слышим слова: "Возлюби врага своего. Царство Божье внутри нас. Нирвана существует здесь и сейчас, если ты обладаешь мудростью. Если тебе свойственны любовь и доброта, то это уже своего рода нирвана". Это так хорошо, нам это нравится, но это не мешает нам выделять огромные средства из бюджета на оборону, вести войны, создавать ядерное оружие, не мешает бояться других настолько, что мы предпочитаем бомбить своих врагов, вместо того, чтобы любить их. И мы думаем, что это и есть реалистичный образ действий, а все другие советы, конечно, хороши, но непрактичны, идеалистичны.
Далай-лама очень серьезно подходит к учению Будды и Иисуса. Он говорит, что ненасилие — это тот принцип, которого следует придерживаться в жизни. Это отнюдь не идеализм. Наоборот, как раз люди, которые полагают, будто могут контролировать кого-то с помощью ядерного оружия, очень далеки от реальности и практичности. Они тратят деньги на приобретение оружия, которое все равно нельзя будет использовать, потому что в современной войне даже победитель оказывается проигравшим. По соображениям практичности лучше поддерживать хорошие отношения с людьми, стараться понять, в чем они нуждаются, делиться с ними своим богатством, поддерживать чистоту на планете.
Оборот торговли вооружениями в 2011 году превысил два триллиона долларов. Оружием торгуют пять стран, победившие во Второй мировой войне и доминирующие в Совбезе ООН: ваша страна, моя страна, Франция, Британия и Китай. Мы продаем огромное количество оружия в основном безответственным, недалеким диктаторам, таким как Роберт Мугабе, Башар Асад, Уго Чавес. А эти деньги следовало бы потратить на помощь детям, на образование, еду, чистую воду, устранение последствий загрязнения окружающей среды, а главное — на образование женщин… В мусульманских странах, в бедных странах женщины полностью подчинены мужчинам, они рожают по десять детей. А ведь Земля не может вынести бесконечный рост населения. Некоторые говорят, что в России население сокращается, и это катастрофа. Ничего подобного.
— Думаю, в России многие с вами не согласятся!
— Просто людям вбили в голову, что нам нужен промышленный рост, нам нужно больше потребителей, чтобы они покупали продукты промышленного производства.
"Покупайте кока-колу!" Но кока-кола — яд! Ее продавали в аптеках, потому что для ее производства используются листья коки, не наркотик в чистом виде, конечно, но все равно это стимулирующее вещество. Потом начали эти сладкие напитки буквально вливать в горло всем и каждому, а ведь сахар может стать причиной диабета. У нас в Америке просто эпидемия диабета среди молодежи. Именно на решение этих проблем надо тратить деньги.
— В России сейчас, наоборот, поощряют многодетные семьи. Насколько мне известно, и в Европе ученые и политики тоже размышляют над тем, как увеличить рождаемость среди коренного населения континента. Ведь появились опасения, что численно вымирающую европейскую цивилизацию поглотит азиатская, мусульманская цивилизация?
— Что касается цивилизации, то я хочу процитировать диалог между Черчиллем и Ганди. Черчилль спросил у Ганди: "Что вы думаете о британской цивилизации?" И знаете, что ответил ему Ганди? "Британская цивилизация? Это было бы неплохо!" Дело в том, что некоторые несведущие люди полагают, что быть цивилизованным — означает стремиться получить как можно больше денег, власти и тому подобного.
Кстати, в 1750 году 80% мировой торговли приходилось на Индию. После того, как британцы захватили Индию, забрали у нее все сырье, к середине XIX века уже доля Британии в мировой торговле составляла 75%.
Надо сказать, что раньше Европа сильно отставала в развитии от Индии… Сегодня же Индия восстанавливает свое место в мировой экономике, потому что это одна из самых населенных стран, у нее много ресурсов.
— А как же европейская культура, литература, живопись?
— Если сравнивать, то европейская литература развилась за последние несколько веков. А индийский Шекспир жил в IV веке нашей эры. Будда пришел за пять столетий до Иисуса… и распространял свое учение на протяжении 45-ти лет. Китайцы тогда были тоже довольно отсталыми, как и европейцы, у женщин было более бесправное положение, чем в Индии (чего стоит только обычай бинтовать девочкам ступни).
Я совсем не против западной цивилизации. Мы многому научились у Востока, мы получили огромные богатства в Азии, мы много и украли у них, как, впрочем, и у американских коренных народов. Но дело в том, что нам не нужно противостояние европейской и азиатской цивилизаций. Сегодня нам нужна глобальная цивилизация. Потому что человечество все больше становится одной большой семьей.
— Как вы смотрите на будущее человечества? И что думаете по поводу панических волн, которые охватывают многих людей из-за участившихся предсказаний апокалипсиса?
— Я не верю в апокалипсис. Можно сказать, что апокалипсис происходит у нас сейчас. Война в Ираке стала для этой страны апокалипсисом. Свой апокалипсис сейчас переживают Афганистан, Конго. Со времен холодной войны между двумя нашими державами многие страны проходят через апокалипсис. Пятьсот лет колониализма в Америке — это тоже был апокалипсис. Так что мы живем в разгар апокалипсиса.
Но зададимся вопросом, а кто может положить конец этому? Некоторые люди наивно ждут, что прилетят инопланетяне или вмешается всемогущий Бог, Который почему-то раньше не захотел все исправить и теперь решил разрушить планету и создать новую для избранных людей. Это неправильное понимание Откровения Иоанна Богослова. Я был на Патмосе, медитировал там в пещере: Иоанн Богослов был против Рима, он предсказывал падение Рима, который называл вторым Вавилоном, а вовсе не гибель планеты в 21-м веке.
Сегодня мы должны понять, что до тех пор, пока люди будут вести войну вместо того, чтобы прислушаться к словам Иисуса, призывавшего возлюбить своего врага, у нас будет продолжаться апокалипсис… Домашнее насилие — это тоже апокалипсис. В Америке сейчас наблюдается огромный всплеск домашнего насилия, думаю, что и в России тоже. Апокалипсис наступает, когда люди утрачивают контроль над своими негативными эмоциями.
— Как же преодолеть гонку вооружений, экономический, экологический, духовный кризисы?
— Образование. В школе надо учить детей не идти на поводу агрессивных импульсов, развивать у них терпимость. Должна быть такая программа: эмоциональная грамотность, которая учила бы не механически подавлять, но именно контролировать свои эмоции.
Спортивные игры, в которые играют мальчики, несут на себе налет милитаризма, они стимулируют агрессивную конкуренцию. Американский футбол, например. Цель такого воспитания — вырастить мужчин, которые готовы будут умереть на войне. Все наше общество пронизано милитаризмом. Мы должны учить людей толерантности, умению управлять своими эмоциями не только в церкви. Независимо от того, верит человек в Бога или нет, он должен уметь находить общий язык с другими людьми.
Сегодня наши университеты выпускают специалистов, не получивших никакого образования в области этики, которые не умеют проявлять доброту по отношению к собственным братьям, сестрам, женам или детям. Все наши проблемы – это следствие неправильного образования. Как это исправить? Учить людей.
— Я считаю, что Россия играет очень важную роль… Россия продемонстрировала колоссальную мудрость, оставив Восточную Европу без единого выстрела. Россия даже отпустила Украину, которая принадлежала ей 200 лет. Кстати, еще при царе, в 1907 году Россия пыталась созвать мирную конференцию по разоружению в Гааге. Но американцы и британцы этого не допустили. В итоге началась мировая война.
После выхода из Афганистана Россия больше не предпринимала масштабных военных действий. И сегодня Россия может стать посредником между Китаем и США. Я надеюсь, что Россия не станет вновь присоединяться к гонке вооружений. Российский народ много страдал, поэтому он вряд ли позволит, чтобы страна вернулась к диктатуре. Россия должна стать лидером среди демократических стран. У России великая культура, русские — очень умный народ.
В России проживают и народности с монгольскими корнями, отсюда связь с буддизмом. Первыми людьми в Европе, которые стали изучать буддизм, были русские — Федор Щербатской, например. Я считаю, что Россия — это мост между Европой и Азией.
Ее руководству было бы хорошо перестать заигрывать с Китаем и пригласить Далай-ламу в Россию.
— Роберт, вы не первый раз посещаете Москву, в минувшем году ездили в паломничество на родину своего духовного наставника геше Вангьяла в Калмыкию, сейчас побывали в Туве — что бы вы пожелали сегодня российским буддистам?
— Когда я прилетел в Туву, мне приснился очень необычный сон: Калмыкия, Тува и Бурятия предстали как три драгоценных камня в безбрежном океане России. Если жители этих республик станут внимательно изучать наследие Будды, им будет, что предложить современной России. Если калмыки, тувинцы и буряты будут взращивать в своих сердцах мудрость и сострадание, их земли превратятся в сияющие драгоценности, озаряющие своим светом самые темные уголки. Для молодых жителей этих республик, которые сегодня получают современное образование, особенно важно изучать философию и психологию буддизма, чтобы они могли добавить понимание к той вере, которую унаследовали от предков, и не поддавались соблазнам идеологии материализма.
А быть хорошим буддистом — значит быть реалистом, стараться как можно тщательнее изучать устройство мира. Ведь чем больше мы знаем о мире, внешнем и внутреннем, тем счастливее и дружелюбнее мы становимся.