Ирина Андреева, РИА Новости.
Следствие меньше чем за сутки вышло на подозреваемого в убийстве, совершенном поздно вечером в понедельник в подмосковном Домодедово. Там была найдена зверски убитой 14-летняя девочка – на ее теле насчитали 15 колото-резаных ран. Подозреваемый оказался ее знакомым.
Пока следствие выясняет обстоятельства этого чудовищного преступления, родители не только в Москве, но и по всей стране в очередной раз схватились за голову. Что же нам делать, чтобы обезопасить наших детей?
Понятно, что только введение каких-то ограничений или запретительных законов не поможет. Это комплексная проблема, и решать ее тоже надо, подходя сразу со всех сторон – с помощью родителей, школы, общества. Но вот беда – ни одна из сторон к этому не готова.
"Красный – стой, зеленый – иди"
Ответственные родители с детства пытаются внушить своему ребенку, что "не надо разговаривать с неизвестными", "не надо ходить далеко гулять", и еще много таких "не", призванных уберечь от неприятностей. Однако не все увещевания и не всегда, к сожалению, помогают и спасают.
Несомненно, что понимание опасности и способность ее избегать идут из семьи, из воспитания. Мы, родители, находимся в постоянном беге, наша цель – все и сразу. И работа, и обеспечение достатка, и ребенка родить-обуть-накормить, и машину еще купить, да еще страшное новое слово российской действительности, ипотека, над головой повисает.
Когда среди всего этого среднестатистической семье учить дитя быть внимательным к себе и учиться этому самим (что немаловажно)? Некогда. Максимум, на что хватает – "красный – стой, зеленый – иди".
ОБЖ, или Чему учат в школе
То, что в наших школах называется смешной аббревиатурой ОБЖ, – на самом деле очень важно, это обеспечение безопасности жизнедеятельности. В учебнике для 7-го класса многие десятки страниц посвящены землетрясениям, градам, оползням, селям, цунами, и бог знает еще каким природным катаклизмам.
Вопросу личной безопасности в этой книге, адресованной 12-13-летним, которые находятся в том самом притягательном для преступников возрасте, отведен один небольшой параграф.
В нем, в частности, рассказывается о том, что сексуальное преступление против половой неприкосновенности детей может иметь самые страшные последствия для здоровья и психики. Перед этим учебник ярко описывает все возможные характеристики психопатов, алкоголиков, наркоманов и насильников и справедливо призывает детей быстрее от таких бежать и рассказывать все родителям.
Здорово. Но сколько учителей в этом году дошли до этого параграфа, сколько детей его прочитали, выучили и, главное, осознали? А сколько еще сумели найти в нем строчку, что "многие дети – жертвы сексуального насилия – погибают от рук насильников"?
В школы раз в год приходят полицейские, рассказывающие наизусть памятку по безопасности дорожного движения и поведению на улице – кто из школьников посообразительней, те запомнят, остальные забудут, как только прозвенит звонок, заканчивающий классный час.
И на этом вклад школы заканчивается.
Нет привычки
Третья сторона во всем этом – просто люди. Все. Посторонние, знакомые, соседи – кто-то заметит одинокого ребенка в магазине, а кто-то пройдет мимо.
Это такая избирательная история: есть инстинкт или личное убеждение – подойду, спрошу, уточню, нет – пройду мимо. И дело не в том, хороший человек или плохой. Просто нет привычки.
Нас никто не спрашивает, и мы никого не спросим. Ко мне не лезут, и я не полезу. Нас самих, как частицу общества, не интересует его благополучие – нас, в большинстве своем, интересуем мы сами. Менталитет.
Другой менталитет: до всего есть дело
В США и многих странах Западной Европы ситуация противоположная. Там соседям в большинстве случаев как раз есть дело до доносящихся из чужой квартиры криков, до пьяного друга за рулем, и – да-да! – до ваших детей.
Вы, возможно, обращали внимание, как из одного американского фильма в другой кочует кадр, где родители провожают детей до самой школы, довозят их на машине или доводят до школьного автобуса. Это не просто так. В их обществе запрещено оставлять ребенка одного. И те страшные смерти детей, оставленных в закрытых автомобилях, что нам пытаются преподнести как пример бездушия заокеанского общества – это отсюда же. Детей везде таскают с собой, поэтому иногда и забывают в машине.
На Западе есть огромное дело до ваших детей всяким социальным службам, которые не воюют с вами, но сотрудничают в интересах ребенка. Страшилки про отобранных в Финляндии и Франции детей, чьи матери имеют российское гражданство, можно не учитывать. Это – частные истории мужа и жены, превратившихся во враждующие стороны, таких и у нас предостаточно.
То самое сексуальное воспитание, к которому у нас относятся с таким подозрением, регулярные рассказы о том, как избежать насилия, книжки и учебники – они помогают детям и родителям, учителям и родственникам по ту сторону границы существовать в каком-то более спокойном, что ли, режиме.
Там сумели договориться о том, что важнее – личная свобода ездить без ремня безопасности или твоя уверенность в том, что на шоссе тебя не подрежут. Право поговорить по телефону с подругой, предоставив ребенку самому добежать до школы, или уверенность в том, что у маньяка не будет шансов остаться с вашей дочерью наедине.
Никто, кроме нас
Просто наложить их схему на нашу действительность – невозможно. Например, не смогут все российские семьи, как бы ни хотели, нанимать нянь для сопровождения детей в школу, в парки и на площадки – уровень зарплаты такой няни зачастую больше, чем у родителей.
Мысль о сотрудничестве с органами социальной защиты и опеки вызывает в россиянах содрогание, просто потому, что все, что мы про эти службы знаем – это бесчисленное количество бумажек и непреклонность в своем понимании действительности. Часто складывается впечатление, что государство поставило перед ними задачу карать, а не помогать.
И получается, что мы в тупике. Нет никаких инструментов защиты наших детей, кроме нас самих. В конце концов, может быть, это подтолкнет все общество в целом к осознанию такой простой мысли и к намерению что-то изменить в происходящем на твоем этаже, в твоем доме, твоем дворе, в твоей жизни.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции