О современном состоянии российско-молдавских отношений, приднестровской проблематике, интеграционных процессах в Европе в интервью агентству РИА Новости рассказал статс-секретарь — заместитель министра иностранных дел России Григорий Карасин.
— Как вы оцениваете итоги вашего рабочего визита в Молдавию?
— Цель поездки заключалась в том, чтобы наладить контакт с обновленным молдавским правительством, из первых рук получить информацию о происходящих там внутриполитических процессах.
В Кишиневе получился открытый и заинтересованный разговор. После паузы, возникшей по объективным причинам из-за затянувшегося кризиса власти в Молдавии, двусторонние отношения — и в этом наши взгляды с молдавской стороной совпадают — нуждаются в импульсе. Важно, что мы ощутили настрой молдавского руководства на поддержку преемственности в развитии сбалансированных и прагматических отношений между двумя странами.
Основной темой переговоров стало обсуждение путей активизации двустороннего сотрудничества. С учетом совпадающих по многим направлениям интересов была актуализирована повестка дня политических контактов. В июле Москву с рабочим визитом должна посетить заместитель премьер-министра, министр иностранных дел и европейской интеграции Наталья Герман. Востребовано возобновление межпарламентского взаимодействия. Вопросы стимулирования торгово-экономических обменов, условий выстраивания стабильного, ориентированного на долгосрочную перспективу взаимодействия в топливно-энергетической сфере намечают обсудить сопредседатели российско-молдавской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Рогозин и заместитель премьер-министра, министр экономики Республики Молдова Валерий Лазэр.
Особое значение мы придаем подготовке намеченного на сентябрь визита патриарха Кирилла в Молдавию.
Поступательно развивается межведомственное взаимодействие. В апреле состоялась совместная коллегия двух министерств сельского хозяйства, в мае — контакты министров обороны, в июне продолжились переговоры по линии министерств энергетики и экономики. По линии профильных ведомств ведется подготовка Программы гуманитарного сотрудничества на 2014-2016 годы. Российской стороне документ видится ориентированным на поддержку русского языка, расширение рамок сотрудничества по линии вузов, активизацию взаимодействия научных кругов, средств массовой информации. Ожидаем позитивной отдачи от намеченных на осень Дней культуры России в Молдавии.
Словом, повседневная работа не прекращается, и наша общая задача — поддерживать эту динамику в конструктивном и прагматичном русле. Об этом и шла речь в ходе наших встреч с премьер-министром Республики Молдова Юрием Лянкэ, спикером парламента Игорем Корманом, заместителем премьер-министра, министром иностранных дел и европейской интеграции Натальей Герман, коллегами во внешнеполитическом ведомстве Молдавии.
Полезной была и отдельная беседа с лидером ведущей, пользующейся устойчивой поддержкой значительной части молдавских избирателей оппозиционной Партии коммунистов Владимиром Ворониным. Она позволила лучше сориентироваться во внутриполитических процессах страны.
— Как известно, Евросоюз ведет активную подготовку к саммиту "Восточного партнерства" в Вильнюсе в ноябре — важному для Молдавии в плане заключения Соглашения об ассоциации с ЕС, открывающего новый этап в интеграционном взаимодействии между Кишиневом и Брюсселем. Как относится к этому Россия?
— Мы, как известно, приветствуем продвижение любых интеграционных процессов, способствующих стабильности, развитию и процветанию.
Сейчас соприкасаются два интеграционных вектора — европейский и евразийский. Попытки отдельных политиков спекулировать на тему о дилемме геополитического выбора Кишинева "между Востоком и Западом" недальновидны, не отвечают общественным настроениям в стране, доминирующей тенденции в международной политике.
Россия непосредственно участвует в формирующихся на пространстве СНГ Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, Евразийском экономическом союзе. Мы видим прямые выгоды от этих перспективных проектов и готовы разъяснять их преимущества. По нашим наблюдениям, растет и встречный интерес к новым продуктивным форматам со стороны общественности, политических кругов в странах содружества, включая Молдавию. Недавний пример — прошедший в Кишиневе 28 июня круглый стол "Современные интеграционные процессы: опыт и перспективы" с участием широкого круга политологов, экспертов, в том числе из России, Белоруссии, Казахстана. На мероприятии, в частности, прошла презентация деятельности Евразийской экономической комиссии, состоялся углубленный обмен мнениями и аргументами по существу перспектив интеграционного взаимодействия. Наши специалисты, насколько мне известно, никого насильно затаскивать в этот процесс не собираются. В таких вопросах должен превалировать экономический стимул, четко выверенные интересы.
Главное, чтобы интеграционные процессы, развивающиеся на пространстве от Лиссабона до Владивостока, не вступали бы в жесткую конкуренцию, а гармонично дополняли друг друга. Важно использовать их взаимообогащающие элементы и преимущества.
Мы убеждены в том, что имеющийся потенциал участия Молдавии в содружестве с учетом вступившего в силу Договора о зоне свободной торговли СНГ способен стать важным дополнением ее проевропейского вектора. По нашему мнению, Республика Молдова с учетом уникальности ее географического положения может стать особой геополитической площадкой совмещения взаимно пересекающихся процессов.
— Каковы подходы российской стороны к текущему моменту в процессе приднестровского урегулирования?
— Нас, несомненно, беспокоит наметившийся в последнее время спад в динамике переговоров, пробуксовка в продвижении мер доверия, рост напряженности в зоне безопасности конфликта. Об этом мы прямо говорили в беседе с нашими коллегами в Кишиневе и Тирасполе, обсуждая модальности придания переговорам позитивного импульса. Разговор получился непростым и отражал дефицит доверия между сторонами конфликта.
Наша аргументация состоит в том, что для продолжения работы над жизнеспособным политическим урегулированием всем участникам необходимо не искать "правых" и "виноватых", а проявлять ответственный и последовательный подход. Любое обострение ситуации приведет к прямо противоположным результатам. Мы рекомендовали нашим партнерам в Молдавии и Приднестровье не допускать перехлестов в публичных заявлениях, не предпринимать односторонних действий, способных негативно отразиться на ходе переговорного процесса. Это, в частности, относится и к внедряемому Кишиневом механизму миграционного контроля на административной линии, затрагивающему интересы свыше 180 тысяч проживающих в регионе российских граждан.
Позитивным примером может служить принятое в мае на одесской встрече в формате "5+2" решение о демонтаже канатной дороги в Рыбнице, которая не эксплуатируется уже более 20 лет и представляет опасность для жизни проживающих в этом районе людей. Кстати, представители МЧС России первыми побывали на днях в регионе, провели предварительный анализ состояния дороги, объема необходимых работ. Мы надеемся, что в ближайшее время вопрос будет рассмотрен в практической плоскости через соответствующие структуры ОБСЕ.
Между тем, наши подходы к формированию повестки дня переговоров не изменились. Условия для обсуждения политических и статусных вопросов пока не созрели. Стороны должны реальными делами продемонстрировать готовность к решению проблем, а не просто к их обсуждению.
На такой конструктивный лад мы настраиваем наших партнеров по переговорам, возлагая особые надежды на усилия председательствующей в ОБСЕ украинской стороны. Формированию позитивного переговорного климата в преддверии венского раунда, намеченного на 17-18 июля, должна способствовать совместная поездка 10-11 июля в регион спецпредставителя действующего украинского председательства в ОБСЕ Андрея Дещицы и политпредставителей России и Украины в переговорном процессе Сергея Губарева и Сергея Пирожкова.