КАИР, 5 июл — РИА Новости, Надим Зуауи. Новые массовые выступления в Египте и последовавшее отстранение от власти президента-исламиста Мухаммеда Мурси напомнили всем акции протеста начала 2011 года, которые привели к падению режима бывшего военного Хосни Мубарака. Но при всем внешнем сходстве есть несколько принципиальных отличий, которые не позволяют ставить знак равенства между этими двумя историческими событиями, произошедшими в Египте с разницей всего в два с половиной года.
Президент "для всех" или представитель "братства"
В ходе предвыборной гонки год с небольшим назад Мурси называл себя "кандидатом революции" и обещал быть президентом для "всех египтян". Но его назначения, решения, в том числе внешнеполитические, в течение года правления показали, что он так и остался представителем "Братьев-мусульман" во власти. В египетском политическом сленге даже появился специальный термин "ихвана" — (от арабского слова "ихван" — братья), означающий назначение на ключевые посты в правительстве, органах госуправления и в ключевых провинциях представителей ассоциации "Братьев-мусульман" или близких к ним по убеждению людей. Такая политика привела Мурси к конфронтации с большей частью политически активного населения Египта, но зато гарантировала ему поддержку исламистов, которые заявляют, что не оставят его ни при каких обстоятельствах.
Другого экс-президента Египта — Хосни Мубарака — сложно причислить к какой-либо политической группе. Он возглавлял правящую тогда Национально-демократическую партию, в которую входили христиане и мусульмане, чиновники, бизнесмены и крестьяне, профессора университетов и "кандидаты от народа". Мубарак гордился своим военным прошлым, но все время своего правления подчеркивал, что он гражданский президент. При этом бывший военный в последние годы своего правления сделал ставку в правительстве на успешных представителей крупного бизнеса, которые проводили в жизнь смелые экономические реформы, не всегда популярные, частично и ставшие причиной народного недовольства. Как это ни парадоксально, но Мубарак как раз и оказался "президентом всех египтян", в полной мере ощущавшим ответственность за происходящее в стране, и когда ситуация того потребовала, принял решение о досрочной отставке. На его защиту не вышли миллионы — потому что тогда, за исключением элиты, никто не думал, что "может быть хуже", не почувствовал себя ущемленным, страна, напротив, в едином порыве "упивалась" победой над "старым коррумпированным режимом", находилась в предвкушении "свободы, благосостояния и достойной жизни".
Народ, армия и полиция едины против исламистов
По разным данным, от 17 до 33 миллионов египтян вышли на улицы по всему Египту 30 июня 2013 года в первую годовщину правления Мурси, чтобы потребовать его отставки. Как утверждают организаторы акции "Тамарруд" (бунт), — это абсолютный рекорд, таких мощных протестов в Египте не было никогда — даже во время событий начала 2011 года.
Примечательно, что сами акции протеста в 2013 году не сопровождались беспорядками, нападениями на полицейские участки, разграблением магазинов, как это было два с половиной года назад. Более того, зачастую к демонстрантам присоединялись и офицеры полиции, для которых приход к власти бывшей запрещенной в стране группировки оказался настоящей катастрофой.
Когда военные объявили об отстранении Мурси от власти, на улицах египетских городов началось настоящее ликование, продолжавшееся всю ночь. На следующее утро египетские газеты вышли с заголовками "Египет возвращается!", "Армия выполнила требования народа". СМИ заговорили о новой "революции 30 июня". Большинство госучреждений работают в нормальном режиме, египетская биржа регистрирует рекордную прибыль на ожиданиях стабильности и перемен к лучшему.
Два с половиной года назад ситуация была совсем другой: система внутренней безопасности страны рушилась на глазах — полыхали полицейские участки и офисы службы госбезопасности, из тюрем в одночасье бежали более 20 тысяч заключенных, на улицах орудовали мародеры, закрылись банки, аэропорты не справлялись с желающими покинуть страну.
"Арабская весна" оборачивается для исламистов катастрофой
Антиправительственные выступления и последовавшее отстранение от власти президента-исламиста Мурси произошли на фоне не самой благоприятной для "Братьев-мусульман" международной обстановки.
"Арабская весна", на волне которой исламисты пришли к власти, в начале 2011 года подарила жителям стран региона надежду на позитивные перемены, но на деле обернулась непрекращающимся кровопролитием в Сирии и Ливии, экономическим крахом и политическим провалом в Египте и Тунисе. Ни в одной из стран "арабской весны" не было представлено проекта развития демократического государства, вокруг которого могло бы сплотиться большинство. Для многих стало очевидно, что "умеренные" исламисты, каковыми принято считать "Братьев-мусульман", не смогли представить альтернативу крепким светским режимам бывших военных. Приход к власти исламистов лишь привел к разжиганию противостояния между суннитами и шиитами, как внутри отдельных стран, так и на региональном уровне.
Поэтому никого не удивило, что сразу после отстранения Мурси, которое исламисты продолжают называть военным переворотом, арабские страны в большинстве поддержали перемены в Египте и нового главу государства — председателя Конституционного суда Адли Мансура. Даже Катар, также недавно обретший нового молодого руководителя и до последнего времени тесно взаимодействовавший с "Братьями-мусульманами", заявил, что и после отстранения исламистов от власти, будет поддерживать Египет.
Арабские страны ждут, что Египет обретет, наконец, сильную и стабильную власть, которая будет пользоваться реальной поддержкой большинства. Возможно, именно с Египта — крупнейшей страны региона — начнется восстановление стабильности на Ближнем Востоке и в Северной Африке после потрясений 2011 года.
Восстановление разрушенной в одночасье стабильности потребует много времени и усилий. И первым испытанием на этом пути для Египта станет преодоление противостояния двух непримиримых лагерей — исламистов и светских сил. От профессионализма властей и самосознания общества будет зависеть, не погрузится ли Египет в ближайшее время в вооруженное противостояние режима и исламистов. До сих пор сторонники Мурси говорят лишь о "мирном протесте против военного переворота", а либералы активного выступают за их участие в политическом процессе.
Более подробно о смене власти в Египте читайте в материалах РИА Новости
Переворот в Египте: почему это произошло и что теперь будет дальше? Разбирался директор Центра общественно-политических исследований Владимир Евсеев специально для РИА Новости