Внешний вид большинства московских такси в ближайшем будущем станет единообразным: с 1 июля 2013 года, когда вступают в силу поправки в столичный закон о такси, все новые разрешения на таксомоторную деятельность будут выдаваться только владельцам автомобилей с кузовом желтого цвета. Как утверждают городские власти, выгоду из этого извлекут не только пассажиры, но и сами таксисты. Какие преференции получат таксомоторные компании, как долго владельцам такси не придется перекрашивать свои машины, когда такси пустят на "выделенку", введут единый тариф для таксомоторных перевозок и откроют единый пункт приема звонков по вызову такси, в интервью РИА Новости рассказал заместитель руководителя столичного департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин.
— Дмитрий Валентинович, как таксомоторные компании восприняли реформу с введением желтого цвета? Какие убытки они могут понести?
— Мы на это смотрим оптимистично и думаем, что они получат от этого только преимущества, и они очевидны. Что важно для компании? В первую очередь, срок исполнения заказа, который зависит от скорости передвижения по городу, от идентификации автомобиля такси, от допуска на объекты инфраструктуры города, где может быть взят пассажир. Еще в прошлом году мы сделали бесплатный допуск легковых такси на стоянки железнодорожных вокзалов. Вскоре туда будут допускаться только желтые автомобили, для них это плюс. Также мы ведем работу по допуску такси на выделенные полосы.
— Когда планируется это нововведение?
— У нас есть распоряжение мэра, чтобы мы были готовы к введению движения такси по спецполосам. Этому предшествует ряд исследований, потому что изначально выделенная полоса предназначалась для общественного транспорта, а для нас важно увеличить скорость движения и сократить интервал движения общественного транспорта, чтобы он ходил чаще и быстрее. Чтобы избежать замедления движения общественного транспорта, мы должны глубоко проанализировать текущую ситуацию, прежде чем допускать такси на выделенные полосы. Когда все эти моменты будут увязаны, тогда мы проведем пилотный проект – запустим такси на выделенные полосы и посмотрим, как будут меняться некоторые детали. Только после этого можно будет принять решение о запуске на выделенные полосы автомобилей такси. Технически со следующего года можно будет запустить пилотный проект, возможно, так мы и сделаем.
— Расскажите о желтых номерах, которые планируется выдавать таксистам?
— Желтые номерные знаки использовались и ранее на многих такси, но мы считаем, что все такси должны иметь желтый номер. Это поможет выделить их в единый реестр по базе ГИБДД и впоследствии совместить с камерами фото-видео фиксации, выделив их единым блоком, для идентификации легальности. Номера будут утверждены и узаконены, и выдавать их начнут, очевидно, после разрешения водителям такси передвигаться по выделенным полосам. Еще в марте при посещении таксомоторных компаний мэром начальник ГИБДД Москвы Александр Ильин сообщил, что такая работа ведется и во второй половине года будет закончена.
— Какие еще преференции, помимо езды по выделенке, получат владельцы желтых такси?
Еще один плюс – парковка на транспортно-пересадочных узлах (ТПУ) для легальных, а впоследствии — только для желтых такси. Все ТПУ будут оборудованы стоянками для такси, и доступ получат только те, кто имеет желтый цвет. Для такси-компаний преимущества очевидны – взять пассажира, быть на виду, быть в месте спроса. Такой комплекс мы даем взамен требований по желтому цвету. Мы понимаем, что это затратная часть, но это разовая инвестиция в свой автомобиль, которая быстро окупится.
— До какого момента существующие такси разрешат не перекрашивать в желтый?
— Все очень просто. У нас есть установленные законом сроки действия разрешения на таксомоторную деятельность, который на сегодняшний день составляет пять лет. У человека, получившего разрешение до 1 июля 2013 года, срок действия разрешения закончится в 2018 году. Все это время он может работать в той цветовой гамме, в которой он получил разрешение. Те, кто придет за разрешением после 1 июля, по требованию закона должны иметь автомобиль в желтой цветовой гамме.
— Насколько сильно могут варьироваться оттенки цветовой гаммы машин?
— Критерий один – автомобиль должен быть полностью желтым. Оттенок цвета может быть разным. Мы заранее провели встречи консультационного характера с автопроизводителями. Они поддержали нас, изъявили готовность сотрудничать и красить автомобили на заводе в желтый цвет. Для них это достаточно простая технологическая работа, они сказали, что если будет спрос, они под каждого таксиста могут красить и оборудовать автомобиль. Также мы встретились с производителями и дистрибьюторами пленок, обсудили ряд оптимальных оттенков желтого цвета и определили четыре, для того чтобы в городе не было разброса от бледно-желтого до темно-желтого, чтобы не было пестроты. Мы не можем законодательно этого требовать, но предложили им придерживаться цветовых решений в рамках четырех-пяти оттенков.
— Почему были отвергнуты компромиссные серый и белый цвета?
— Было много баталий и дискуссий насчет цвета, но все мы прекрасно понимаем, что белый, серебристый и другие – цвета массового использования. Нужно понимать, что автомобиль такси должен быть виден, заметен, визуально отличим. Если такси будет белым, то оно будет сливаться с общим потоком. На наш взгляд, желтый цвет – один из главных индикаторов такси. Есть и ряд других причин. Например, желтый редко встречается в личном пользовании. Несомненно, главный плюс в том, что он вызывает реакцию безопасности на дороге, он предупредительный, более заметный и яркий, его легче выделить из потока, и пассажирам будет легко его заметить. Наша задача – сделать такси лицом города, безопасным и комфортным видом транспорта.
— А что будет с машинами бизнес-класса? Они тоже станут желтыми?
— Если кто-то захочет работать в сегменте бизнес-класса и получать преференции, как для желтых автомобилей такси, он должен соответствовать требованиям закона – он должен быть желтым. Но никто не мешает автомобилю любого класса работать по другому направлению – по оказанию транспортных услуг (аренда автомобиля с водителем). Сегодня это работает, и для этого не нужно получать разрешение на таксомоторную деятельность.
— Сколько желтых такси, по вашей оценке, будет в Москве после 1 июля?
— На сегодняшний день число желтых машин в городе – порядка 2,5 — 3 тысяч. Конечно, мы ожидаем, что с 1 июля эта цифра будет расти.
— Какую сумму правительство Москвы планирует потратить на реформу?
— Из бюджета города на реформу тратятся деньги только по одной статье — "Субсидирование затрат на приобретение автомобилей для такси по программе лизинга". На сегодняшний день по этой программе приобретено более 1 тысячи автомобилей. Таксомоторные компании, приобретая такси, подают нам документы на возмещение затрат, и правительство платит им разницу между ставкой рефинансирования центрального банка РФ и реальной ставкой по лизингу, по которому они взяли автомобили в эксплуатацию. Эта программа будет наращиваться, ведь число желающих растет. Цель программы – стимулировать бизнес к приобретению новых автомобилей, а соответственно, улучшать парк такси в Москве.
— Как вы считаете, введение обязательного желтого цвета будет способствовать борьбе с таксистами-нелегалами?
— Корень проблемы гораздо глубже. В связи с тем, что регулирования в таксомоторной отрасли за последние 20 с небольшим лет практически не было, этот сегмент рынка не поддавался никакому регулированию, сложился стереотип, что любой человек, имеющий права, может быть таксистом, и этот стереотип серьезно засел в сознании граждан. Сейчас, с принятием ряда законодательных мер, этот стереотип ломается. Мы очень хотим, чтобы в такси пришли работать профессионалы, люди, заинтересованные в этом. Это не должно быть побочным бизнесом или бизнесом выходного дня. Это должно стать качественной работой. Мы заинтересованы в том, чтобы приходили люди, знающие город, образованные, умеющие, в конце концов, водить автомобиль. Мы работаем над внесением изменений в федеральное законодательство. Если у нас получится, как у субъекта РФ, получить права, то мы будем предъявлять требования и к возрасту автомобиля и, возможно, какие-то дополнительные требования к системе безопасности и к самому водителю.
— Сколько сейчас легальных и нелегальных таксистов в Москве? Сколько выдано разрешений на работу в такси?
— Много ли нелегалов выявляют в ходе рейдов?
— Важно понимать, что проблемами нелегальных перевозчиков занимаются органы полиции. Мы, как сотрудники департамента, с нелегальными перевозчиками не работаем, это вне нашей зоны ответственности, и по закону только сотрудники полиции могут наказывать за нелегальный извоз. Борьба в последнее время ведется достаточно активно. Сергей Собянин еще в конце 2012 года подписал соглашение с МВД о совместной работе, в том числе и по нелегальным таксомоторным перевозкам, и оно исполняется. К этой работе привлечены общественные организации, которые работают самостоятельно. Это и профсоюзы, и такси-сообщества индивидуальных предпринимателей. Они совместно с полицией ловят нелегалов.
— Какие наказания, штрафы сегодня предусмотрены для нарушителей?
— Одна из наиболее действенных мер – когда автомобиль на время каких-то процедурных действий, до суда эвакуируют на штрафстоянку. Человек остается без того, на чем он работал, и для него это самое весомое наказание.
— Вы говорили, что при МАДИ будут созданы курсы для таксистов. Когда планируется реализация этого проекта? Появятся ли еще подобные курсы в городе?
— За то, что планирует МАДИ, мы можем только порадоваться и всячески помогать, это может проводиться при поддержке департамента транспорта, это лишь программа добровольного обучения. Многие крупные такси-компании, имеющие парк свыше 100 автомобилей, организуют свои курсы, нанимают тренеров по обучению, разрабатывают свои методики, но, как правило, все методические материалы для водителей сводятся к нескольким ключевым показателям. Это знание города: как минимум человек должен знать направления, магистрали, проспекты, ключевые места, метрополитен. Он может не знать какую-то маленькую улицу, но он должен знать, как к ней попасть. Кроме того, это опрятный внешний вид, знание русского языка и навыки общения. Именно в таком ключе проводятся курсы в таксомоторных компаниях. Если у Москвы появится возможность предъявлять какие-то требования к водителям, мы будем взаимодействовать более плотно.
— Не планируется ли в Москве ввести единую форму для таксистов, как в некоторых зарубежных странах?
— Нам как пассажирам, как городу, как мировому центру, как туристической столице, очень хотелось бы, чтобы все наши водители выглядели опрятно, чтобы от них хорошо пахло, автомобили соответствовали хорошему представлению о такси. Но все делается постепенно, и тот 20-летний пробел в развитии такси не позволяет сделать все сразу. Думаю, мы к этому придем, но не надо забывать, что люди тоже должны перестраиваться и адаптироваться.
— Когда будет введен единый тариф для такси, о котором говорил ранее заммэра Максим Ликсутов?
— Действительно, мы ведем работу по разработке и внедрению единых тарифов для такси по Москве. Это делается для того, чтобы предотвратить и остановить тотальный обман, который сейчас существует, и сделать поездку на такси прогнозируемой. Сейчас во взаимодействии с разными органами мы ведем техническую разработку начинки этого тарифа и находимся в процессе согласования разных технических моментов. Мы не можем вывести цифры с потолка. Надо брать во внимание и прожиточный минимум, и анализ транспортных потоков, и скорость передвижения по городу, и ситуацию с общественным транспортом, и стоимость топлива и т. д. Мы постараемся вывести эту цифру в этом году, это стоит в наших планах.
— Сколько такси на данный момент оборудованы ГЛОНАСС?
— Могу с уверенностью сказать, что 50-60% всего рынка Москвы оборудовано. Крупные компании, например, с парком более 50 автомобилей, в большинстве своем уже оборудовали машины ГЛОНАСС. В меньшей степени оборудованы индивидуальные предприниматели, но требование федерального закона – с 1 января 2014 года должны быть оборудованы все машины такси.
— Когда в московских такси можно будет расплачиваться пластиковой картой? Во многих ли такси есть wi-fi?
— Такого требования мы предъявить не можем, но многие современные такси-компании уже начинают оборудовать свои машины этой опцией. Это преимущество в бизнесе, в конкуренции, в привлечении пассажиров, ведь зачастую, оплатив проезд карточкой раз, клиент впоследствии захочет вызвать то же такси. И это преимущество понимают все больше такси-компаний да и многие индивидуальные предприниматели. Интернетом оснащены уже многие такси. Конечно, больше в премиальном сегменте, но в целом тенденция положительная. Думаю, все больше и больше машин будут оборудовать wi-fi.
— Планируется ли в ближайшем будущем реализация проекта по созданию единого пункта приема звонков по заказу такси в Москве?
— Мы прорабатываем механизм внедрения системы. Мы можем внедрить систему мониторинга, в которой будет заложен такой потенциал, продолжаем консультации на этот счет. Не исключаю, что в этом или следующем году такая система появится. Помимо этого, мы закладываем в нее ряд других технических возможностей: для мониторинга ситуации на дороге, для службы забытых вещей, для службы контроля качества и для других подобных вопросов. Хочется увязать все в единую систему, и прием звонков здесь вторичен.
— Будут ли такси после 1 июля работать в зоне ЧП бесплатно, как это было во время недавнего возгорания в метро?
— Такая практика была, есть и будет. На сегодняшний день у нас заключены соглашения с несколькими компаниями: "Формула такси", "Новое желтое такси", "Такси Ритм", "Глававтопрокат", "Такси Москва". В случае ЧП эти компании посылают свои автомобили в зону происшествия и бесплатно вывозят пассажиров. Эти соглашения были подписаны после теракта в "Домодедово", несколько лет назад, и мы в последних чрезвычайных ситуациях в метро давали команду, они посылали свои автомобили и оперативно действовали в рамках соглашений, и огромное им за это спасибо. Конечно, мы не можем заключить соглашение с каждым индивидуальным предпринимателем, но с крупными компаниями такие соглашения будут действовать.