Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Новостные "утки". Когда громкие новости оказывались ложными

19 июня 2013 года крупнейшие российские и зарубежные СМИ распространили информацию о якобы имевшей место отставке президента РЖД Владимира Якунина. Поддельное сообщение, полностью идентичное типовому правительственному пресс-релизу было разослано неизвестными от имени пресс-службы правительства.

19 июня 2013 года российские информагентства и другие крупнейшие СМИ, включая основные телеканалы, распространили информацию о якобы имевшей место отставке президента РЖД Владимира Якунина. Поддельное сообщение, полностью идентичное типовому правительственному пресс-релизу и содержащее традиционные для таких документов элементы, в котором была информация об отставке Якунина и якобы назначении вместо него первого вице-президента РЖД Александра Мишарина, было разослано неизвестными от имени пресс-службы правительства около 20:00 мск. Уже вскоре не нашедшая подтверждения новость о кадровых перестановках стала одной из главных тем в российских СМИ. В 20.06 сообщение об этом выпустили РИА Новости и Интерфакс, в 20.09 ИТАР-ТАСС и РБК. Также ложное сообщение передали мировые агентства Рейтер и Bloomberg. 

В течение часа эту информацию официально опровергли пресс-служба ОАО "РЖД", пресс-секретарь президента Дмитрий Песков и пресс-секретарь премьер-министра Наталья Тимакова. Позже IT-служба агентства РИА Новости установила, что ложное сообщение об отставке главы РЖД пришло с ip-адреса, не совпадающего с адресом пресс-службы правительства.

23 апреля 2013 года ряд СМИ со ссылкой на сообщение в Twitter агентства Ассошиэйтед Пресс сообщили о том, что в Белом доме прогремели два взрыва, в результате чего был ранен президент США Барак Обама. Информация об этом была размещена только в микроблоге агентства в социальной сети.

Спустя некоторое время агентство сообщило, что аккаунт был взломан неизвестными, и официально опровергло эти данные. Тем не менее ложное сообщение в первые же минуты успело вызвать панику на мировых рынках. После поступления сообщений индекс Dow Jones потерял 0,09% и составил 14554 пунктов. Высокотехнологичный NASDAQ снизил темпы роста (до 0,26%) и составил 3242 пункта. 

Позже Ассошиэйтед Пресс сообщило, что ответственность за взлом аккаунта агентства в Twitter и распространение через него ложного сообщения о взрывах в Белом доме взяла на себя "Сирийская электронная армия" (Syrian Electronic Army).

25 марта 2013 года телеканал РБК-ТВ распространил сообщение о том, что в США был задержан и допрошен сотрудниками ФБР российский бизнесмен Роман Абрамович. Вскоре представители Абрамовича официально опровергли эту информацию. Сообщение было опровергнуто и нью-йоркским отделением ФБР. Тем не менее, появление информации о задержании Абрамовича привело к резкому падению стоимости его активов, торгующихся на биржах. Акции "Евраза" (у Абрамовича 31%) вскоре после публикации подешевели на Лондонской фондовой бирже на 6,6% при капитализации компании в 2,9 миллиарда долларов. Таким образом, пакет Абрамовича потерял в цене 59 миллионов долларов. Позднее этот провал был частично компенсирован.

В "Распадской", которая торгуется на Московской бирже, "Евраз" контролирует 80%, то есть доля Абрамовича составляет 25%. Капитализация "Распадской", составляющая 1,5 миллиарда долларов, упала на 2,6%. Таким образом, здесь бизнесмен потерял 9,8 миллиона долларов.

Повлияли сообщения и на котировки акций "Норникеля" и РДР "Русала" на Московской бирже: они упали на 2%.

20 декабря 2012 года ряд российских СМИ, ссылаясь на российского автопроизводителя ОАО "Автоваз", сообщили, что компания объявляет об обратном выкупе своих акций у физических лиц. В сообщении была указана цена, объем выкупаемых акций и схема обратного выкупа. Аналогичное сообщение о buy back "АвтоВАЗа" на правах рекламы разместила ранее газета "Ведомости". В свою очередь, газета "Коммерсант" в номере от 20 декабря разместила рекламное объявление, якобы, структурного подразделения "АвтоВАЗа" — дилера "ЛАДА-ФАВОРИТ" — об "уникальном предложении для каждого российского автолюбителя". Компания анонсировала обманную акцию — резкое снижение цен на ряд автомобилей Lada.

На печатные рекламные объявления рынки не отреагировали. Однако в середине дня ложная информация о якобы выкупе акций попала в электронные СМИ. Обнародованное сообщение стимулировало резкий рост цен на акции компании — при общей вялой динамике рынка рост котировок обыкновенных акций "АвтоВАЗа" в течение торгов достигал 23%, префов — 16%.

Пресс-служба "АвтоВАЗа" поспешила успокоить рынок только спустя полтора часа. Представитель "АвтоВАЗа" назвал обнародованные сообщения "провокацией" и заверил, что источники обманной информации не имеют никакого отношения к автопроизводителю.

6 августа 2012 года в лжеаккаунте в Twitter якобы от имени министра внутренних дел России Владимира Колокольцева появилось сообщение о гибели президента Сирии Башара Асада. Лжеаккаунт появился в Twitter не позже середины июня 2012 года, однако лишь после появления сообщения о смерти Асада размещенная в блоге дезинформация вызвала всплеск интереса масс-медиа, в том числе западных. Представители МВД вскоре заявили, что Владимир Колокольцев не имеет аккаунта ни в одной из социальных сетей, и единственным ресурсом, представляющим его позицию, является официальный сайт МВД РФ.

Ложная информация, быстро распространенная многими СМИ, повлияла на мировые цены на нефть. Биржевым трейдерам понадобилось всего полчаса, чтобы поднять нефтяные котировки. Нефть не подешевела и после того, как стало известно, что российский министр ничего не писал, а президент Сирии жив и здоров.

8 сентября 2008 года ложное сообщение о том, что один из крупнейших мировых авиаперевозчиков United Airlines просит официально признать его банкротом, вызвало панику на Уолл Стрит, обвалив акции компании на 99%.

Паника была вызвана статьей шестилетней давности из газеты Chicago Tribune, опубликованной утром 8 сентября на веб-сайте издания Sun-Sentinel в Южной Флориде, подхваченной в свою очередь влиятельной консалтинговой компанией Income Securities Advisors Inc, которая поставляет свои продукты на терминал компании Bloomberg. Агентство Bloomberg News также использовало это сообщение в своих хедлайнах.

Торги акциями United Airlines на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) были приостановлены, и авиакомпания выступила с публичным опровержением ложных сведений, заявив о том, что не инициирует никакого банкротства. После этого сообщения акции немедленно пошли вверх, почти отыграв потери.

В конце августа 2008 года агентство Bloomberg обнародовало некролог на живого главу компании Apple Стива Джобса, слухи о здоровье которого к тому времени будоражили инвесторов уже несколько месяцев. В статье на 17 страницах был описан жизненный путь бизнесмена. Заготовка на смерть Джобса при рутинном обновлении была случайно выпущена на ленту новостей Bloomberg и продержалась там около 30 секунд, после чего была удалена, не успев ошеломить рынки.

В октябре того же года очередной ложный слух о здоровье главы Apple все же успел обвалить котировки акций компании. Стоимость Apple на торгах Нью-Йоркской фондовой биржи (NYSE) обвалилась на 5,4% после появления на принадлежащем CNN сайте iReport.com сообщения со ссылкой на анонимный источник об экстренной госпитализации Джобса в связи с обширным сердечным приступом.

Apple выступила с опровержением сведений о госпитализации, сообщение было аннулировано, после чего акции прыгнули вверх, почти отыграв падение на слухах.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Рекомендуем
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала