МОСКВА, 11 июн — РИА Новости. Принятый Госдумой законопроект о введении уголовной ответственности за действия, оскорбляющие чувства верующих, важен с точки зрения профилактики подобных преступлений и поможет в будущем свести к минимуму или вообще исключить различные акции, нарушающие мир и спокойствие граждан. Такое мнение высказали опрошенные РИА Новости представители традиционных религиозных конфессий РФ.
Госдума приняла во вторник во втором и сразу третьем чтениях закон о введении уголовной ответственности за действия, оскорбляющие чувства верующих. Документ, внесенный в нижнюю палату в конце сентября 2012 года представителями всех четырех фракций, привлек к себе широкое внимание и активно дорабатывался в процессе прохождения всех трех чтений в нижней палате парламента.
О необходимости совершенствования законодательства в этой сфере в России заговорили после скандальной акции под названием "панк-молебен", которая прошла в храме Христа Спасителя в Москве в конце февраля прошлого года. Видеоролик с выступлением девушек в масках-балаклавах был выложен в интернете и вызвал большой общественный резонанс.
РПЦ: закон как плод компромисса
По словам председателя синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерея Всеволода Чаплина, "очевидно, что многие россияне с удовлетворением воспримут принятие этого закона".
"Оскорбление чувств верующих и осквернение почитаемых ими предметов уже считалось недопустимым, согласно Кодексу об административных правонарушениях, но теперь наказание значительно усилено, и, наверное, как я надеюсь, это поможет исключить в будущем осквернение религиозных символов или символов нерелигиозных мировоззрений, исключить оскорбление чувств верующих, то есть реально остановить действия, опасные противопоставлением друг другу больших групп людей и даже чреватые кровопролитием, что мы видим на примере многих стран мира", — сказал Чаплин.
Он отметил, что "нужно сохранить мир в обществе, нужно исключить действия, провоцирующие рознь и вражду, и этот закон, бесспорно, помогает нам всем стоять на страже гражданского мира".
По словам главы синодального отдела, нынешний текст законопроекта является плодом определенного компромисса, при его обсуждении учитывались мнения самых разных сторон. "Я участвовал практически во всех стадиях обсуждения и рад тому, что в ходе этого обсуждения мы услышали аргументы друг друга, не поссорились, не стали друг другу врагами, а поняли, что и у верующих, и у неверующих, и у сторонников, и у критиков закона были разумные и обоснованные аргументы", — сказал Чаплин.
"Но такие люди просто живут в некой параллельной реальности, не имеющей отношения к современному миру, где, к сожалению или к счастью, религиозные чувства и религиозные мотивации все более важны для людей", — сказал собеседник агентства. В данном случае, добавил он, "почему-то одно мировоззрение объявляется для общества единственно верным, а все остальные ретроградными, мракобесными и подлежащими забвению или, по крайней мере, вытеснению из общественного пространства".
"Что ж, Бог судья этим людям, с ними и дальше, наверное, будем стараться мирно и спокойно дискутировать, не соглашаясь, впрочем, с окриками, доносами или их стремлением заявить о своей вечной монополии на общественные процессы", — заключил священнослужитель.
Муфтий: закон важен для профлактики
По словам президента Международной исламской миссии, представителя Координационного центра мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) в Москве муфтия Шафига Пшихачева, религиозные деятели "не преследуют какую-то карательную цель — принятие такого закона прежде всего должно способствовать профилактике оскорблений религиозных чувств верующих и осквернений религиозных, культовых зданий".
"Человек должен чувствовать, что он понесет определенную ответственность за свое деяние, что оно не будет оставаться безнаказанным — вот что самое главное", — сказал Пшихачев.
"Я думаю, принятие такого закона не будет препятствовать развитию демократического общества, но будет способствовать большему осознанию своей ответственности перед обществом, не только перед религиозными деятелями", — добавил муфтий.
По его словам, человек должен "прочувствовать эту ответственность", и принятие поправок именно на это и направлено.
ФЕОР: необходима компетентная экспертиза
В свою очередь, руководитель департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин считает, что ужесточение наказания за "действия, целенаправленно оскорбляющие чувства верующих", продиктовано сложившейся в обществе ситуацией. Вместе с тем он убежден в необходимости привлечения экспертного сообщества, чтобы при реализации этого закона не было перегибов.
"Параллельно должно развиваться экспертное сообщество, потому что в любом случае при исполнении законодательства мы сталкивались и будем сталкиваться с тем, что очень многое зависит от экспертизы — квалифицированной, профессиональной, не ангажированной. А экспертного сообщества подобного рода в России практически нет", — сказал РИА Новости Горин.
Он отметил, что предложил бы государственным органам и представителям судебной системы задуматься над этой проблемой, потому что так или иначе она "станет основной". Горин добавил, что ему известны случаи, когда эксперты, которые привлекались к делам, касающимся экстремистской деятельности, выносили "чудовищные по своей безграмотности и ангажированности" оценки.
"Хотим мы того или нет, существует понятие кощунства. Кощунство относится не только к религии, но и ко всему, что свято для определенного человека. И целенаправленное оскорбление подобных святынь — будь то государственные святыни, исторические, религиозные — это, безусловно, преступление, которое должно быть наказано. Осталось только выяснить, что является подобным оскорблением. Это не должно зависеть от эмоционального состояния того или иного религиозного человека в данном случае. Это должна быть достаточно четко описанная вещь", — сказал собеседник агентства.
Горин также счел принятые депутатами в ходе обсуждений поправки к закону "очень разумными" и с удовлетворением отметил, что в них отразились высказанные ранее представителями ФЕОР идеи о необходимости увеличения штрафных санкций, "чтобы соответствующие средства массовой информации просто банкротились от публикации оскорбляющей чувства верующих экстремистской информации". Собеседник агентства убежден, что увеличение штрафов "более действенно на практике оказывается, нежели уголовное преследование с арестами".
Политолог: вопрос целостности страны
В свою очередь, вице-президент Центра стратегических коммуникаций Дмитрий Абзалов отмечает, что в России много различных религий и верований, и принятие указанного законопроекта для страны является жизненно важным и знаковым. "Для России вопрос сохранения религиозного мира — это вопрос сохранения целостности страны", — отметил он.
При этом Абзалов обратил внимание на тот факт, что в окончательной редакции документа защищаются чувства, в том числе, атеистов, и выразил надежду, что принятие закона поможет "ликвидировать распространенные в последнее время в регионах акты вандализма по отношению к объектам воинской славы — Вечному огню и всему, что с этим связано".
Эксперт также обратил внимание на существующий международный опыт, отметив, что подобные законы, защищающие чувства и верующих, и атеистов, действуют уже во многих странах.
"Поэтому нет ничего удивительного, что Москва решила сформировать этот базовый номартивно-правовой акт, который бы определял действия и предупреждал возможные религиозные конфликты, считающиеся одними из наиболее тяжелых видов конфликтов в мире", — отметил он.