Рейтинг@Mail.ru
Автомобильные продажи как зеркало обострения кризиса - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Автомобильные продажи как зеркало обострения кризиса

Читать ria.ru в
Дзен
Россияне стали покупать заметно меньше бюджетных автомобилей, и это – признак надвигающейся волны кризиса, считает Анна Каледина.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

С разных направлений продолжают поступать беспокойные звоночки, свидетельствующие об усугублении кризисных явлений в российской экономике. Очередная порция тревожных данных поступила в понедельник от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая опубликовала данные о продажах новых легковых и коммерческих машин в России в мае.

Спрос на автомобили продолжает снижаться, и в мае этого года продажи упали по сравнению с тем же периодом 2012 года до рекордных 12% (в апреле – на 8%, а в марте — на 4%). В целом, за январь-май 2013 года автомобильный рынок "усох" на 4%.

То есть, отмечается в сообщении АЕБ, тренд падения продаж не только сохраняется, но и усиливается. Поэтому ассоциация даже пошла на то, чтобы снизить прогноз по году. На данный момент АЕБ ожидает, что в 2013-м будет продано на 5% автомобилей меньше, чем в 2012-м. И то при условии, что во второй половине года на рынке будет наблюдаться оживление, которого, как считают в ассоциации, вряд ли удастся достичь без помощи государства.

Мировой автопром в условиях финансового кризиса. Подборка материалов РИА Новости >>

Рабочая поездка Д.Медведева в Нижний Новгород
Медведев: России нужны свои технологии в автопроме
Автопром, как в плане производства, так и в плане продаж, считается четким индикатором состояния экономики. Ведь в кризисной ситуации люди прежде всего отказываются от крупных и затратных покупок, стараясь сохранить финансовый запас и растянуть его на все время, пока длятся проблемы. В этом смысле, кстати, очень показательно, спрос на какие машины падает больше всего. В кризисные моменты от приобретения автомобилей первым делом отказываются люди со скромным или средним достатком. Поэтому первыми падение продаж ощущают продавцы бюджетных легковушек. Именно такой момент мы сейчас и наблюдаем.

Так, продажи у АвтоВАЗа, который продолжает оставаться лидером рынка, снизились на 18%. Это, конечно, не рекорд. Есть марки, реализация которых сократилась вдвое. И чаще всего это именно бюджетные авто: показательно пострадали продажи Ford Focus (-23%), Renault Logan (-30%), Daewoo Nexia (-65%).

ОАО "АвтоВАЗ": история компании >>

Логотип Bentley на автомобиле этой марки
Автопарк российских топ-чиновников: от "Жигулей" до Bentley и Maserati
В то же время машины премиального класса с легкостью находят владельцев. Например, Mercedes-Benz в мае этого было продано на 14% больше, чем в тот же период прошлого года, BMW – на 21%. Что тоже является очень характерной приметой проблемной ситуации. В России богатые люди не особенно страдают от кризисных явлений, поэтому не сокращают потребление. Что с блеском было доказано в 2008-2009 году. Причем речь идет не только о крупных покупках. Богатые люди в России даже в сложные времена не готовы отказывать себе даже в привычных мелочах. Например, привычном питании. Скажем, в 2009 году, невзирая на негативные прогнозы, продажи премиальной розницы выросли примерно на 20%.

Возможно ли, что текущее падение спроса на новые машины объясняется другими причинами? Например, насыщением спроса?

Российский автопром в условиях финансового кризиса. Подборка материалов РИА Новости >>

Утилизация автомобилей. Архив
Компенсаций российскому автопрому по утилизационному сбору не будет
С одной стороны, в 2010 году на авторынке произошел взлет, подпитанный государственной помощью как в виде целевой финансовой поддержки, так и через программу по утилизации, которая разогнала спрос на бюджетные машины. А любой взлет уравновешивается коррекцией.

С другой стороны, потенциал автомобильного рынка в России огромен. Для сравнения: если в США количество автомобилей на 1000 человек приближается к 800, то у нас этот показатель не достиг и 200. Очевидно, что до насыщения спроса нам еще очень и очень далеко.

При этом, если проанализировать, как распоряжаются своими средствами граждане, то становится понятно, что потребительская активность уходит в замороженное состояние.

На фоне снижения продаж дорогостоящих товаров мы наблюдаем впечатляющий рост вкладов. По прогнозам на конец года, количество средств населения на банковских депозитах увеличится на 20%. То есть ярко выражено классическое перераспределение финансовых потоков, которое свидетельствует о том, что люди предпочитают сохранять свои деньги.

Автомобильный рынок страдает не только в России. В Европе также отмечают тенденцию падения продаж. По статистике Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), за четыре месяца года спрос на новые машины в Евросоюзе снизился на 7,1%

Мировой финансовый кризис: прогнозы, комментарии. Подборка материалов РИА Новости >>

Впрочем, в Европе в апреле наблюдался небольшой, но принципиально важный рывок вверх. Продажи в этом месяце выросли на 1,7%. Это, конечно, очень нетвердый и маленький шаг, особенно учитывая, что во многих ключевых странах положительной динамики не наблюдалось. Скажем, во Франции и Италии продажи снижались и в апреле, причем весьма существенно – на 5,3% и 10,8% соответственно. В принципе, неудивительно, что в список европейских аутсайдеров попали страны, где кризис основательно пустил корни.

Экономисты считают автомобильный рынок не только индикатором экономического состояния, но и своего рода зеркалом кризиса. Кстати, на данный момент кризиса вовсе не нового, а продолжающегося с 2008 года. Восстановление не только в России, но и на глобальном уровне еще не достигнуто. А угроза рецессии в Европе, падение темпов экономического развития практически во всех ключевых странах можно рассматривать лишь как прелюдию обострения проблем.

АвтоВАЗ - Волжский автомобильный завод (ВАЗ) в городе Тольятти Самарской области
"АвтоВАЗ" прогнозирует рост продаж в 2013 году около 2%
Если принять за основу мнение о зеркальном отражении кризиса в автомобильном рынке, то складывается ощущение, что катаклизм, который начался в 2008 году, развивается по W-образной модели, когда за резкими спадами и резким взлетом опять следует спад. Смотрите сами: после падения в 2009 году более чем на 50% в 2010-м продажи автомобилей выросли на 30%, в 2011-м – на 39%, а уже в 2012-м – только на 11%. В этом году снова пошел спад.

Хотя специалисты не сомневаются, что майский рекордный обвал станет самым значительным, а дальше последует подъем. Но опять же, если ситуация в экономике будет стабильной (а Минэкономразвития уже не скрывает, что ждет к осени рецессию), если государство поможет (например, за счет активизации программы утилизации), если в банках будет достаточно средств, чтобы кредитовать по разумным ставкам покупку населением новых автомобилей. В общем, ждем результатов продаж в июне. Они действительно будут принципиальными и показательными, куда дальше качнется вектор автомобильных продаж, да и ситуации в целом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм >>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала