Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
С разных направлений продолжают поступать беспокойные звоночки, свидетельствующие об усугублении кризисных явлений в российской экономике. Очередная порция тревожных данных поступила в понедельник от Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), которая опубликовала данные о продажах новых легковых и коммерческих машин в России в мае.
Спрос на автомобили продолжает снижаться, и в мае этого года продажи упали по сравнению с тем же периодом 2012 года до рекордных 12% (в апреле – на 8%, а в марте — на 4%). В целом, за январь-май 2013 года автомобильный рынок "усох" на 4%.
То есть, отмечается в сообщении АЕБ, тренд падения продаж не только сохраняется, но и усиливается. Поэтому ассоциация даже пошла на то, чтобы снизить прогноз по году. На данный момент АЕБ ожидает, что в 2013-м будет продано на 5% автомобилей меньше, чем в 2012-м. И то при условии, что во второй половине года на рынке будет наблюдаться оживление, которого, как считают в ассоциации, вряд ли удастся достичь без помощи государства.
Мировой автопром в условиях финансового кризиса. Подборка материалов РИА Новости >>
Так, продажи у АвтоВАЗа, который продолжает оставаться лидером рынка, снизились на 18%. Это, конечно, не рекорд. Есть марки, реализация которых сократилась вдвое. И чаще всего это именно бюджетные авто: показательно пострадали продажи Ford Focus (-23%), Renault Logan (-30%), Daewoo Nexia (-65%).
Возможно ли, что текущее падение спроса на новые машины объясняется другими причинами? Например, насыщением спроса?
Российский автопром в условиях финансового кризиса. Подборка материалов РИА Новости >>
С другой стороны, потенциал автомобильного рынка в России огромен. Для сравнения: если в США количество автомобилей на 1000 человек приближается к 800, то у нас этот показатель не достиг и 200. Очевидно, что до насыщения спроса нам еще очень и очень далеко.
При этом, если проанализировать, как распоряжаются своими средствами граждане, то становится понятно, что потребительская активность уходит в замороженное состояние.
На фоне снижения продаж дорогостоящих товаров мы наблюдаем впечатляющий рост вкладов. По прогнозам на конец года, количество средств населения на банковских депозитах увеличится на 20%. То есть ярко выражено классическое перераспределение финансовых потоков, которое свидетельствует о том, что люди предпочитают сохранять свои деньги.
Автомобильный рынок страдает не только в России. В Европе также отмечают тенденцию падения продаж. По статистике Европейской ассоциации производителей автомобилей (ACEA), за четыре месяца года спрос на новые машины в Евросоюзе снизился на 7,1%.
Мировой финансовый кризис: прогнозы, комментарии. Подборка материалов РИА Новости >>
Впрочем, в Европе в апреле наблюдался небольшой, но принципиально важный рывок вверх. Продажи в этом месяце выросли на 1,7%. Это, конечно, очень нетвердый и маленький шаг, особенно учитывая, что во многих ключевых странах положительной динамики не наблюдалось. Скажем, во Франции и Италии продажи снижались и в апреле, причем весьма существенно – на 5,3% и 10,8% соответственно. В принципе, неудивительно, что в список европейских аутсайдеров попали страны, где кризис основательно пустил корни.
Экономисты считают автомобильный рынок не только индикатором экономического состояния, но и своего рода зеркалом кризиса. Кстати, на данный момент кризиса вовсе не нового, а продолжающегося с 2008 года. Восстановление не только в России, но и на глобальном уровне еще не достигнуто. А угроза рецессии в Европе, падение темпов экономического развития практически во всех ключевых странах можно рассматривать лишь как прелюдию обострения проблем.
Хотя специалисты не сомневаются, что майский рекордный обвал станет самым значительным, а дальше последует подъем. Но опять же, если ситуация в экономике будет стабильной (а Минэкономразвития уже не скрывает, что ждет к осени рецессию), если государство поможет (например, за счет активизации программы утилизации), если в банках будет достаточно средств, чтобы кредитовать по разумным ставкам покупку населением новых автомобилей. В общем, ждем результатов продаж в июне. Они действительно будут принципиальными и показательными, куда дальше качнется вектор автомобильных продаж, да и ситуации в целом.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции