ТОМСК, 7 июн — РИА Новости, Сергей Леваненков. Ученые и экологи с сомнением относятся к проекту строительства на площадке Сибирского химического комбината (СХК) под Томском опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе реакторной установки БРЕСТ-300: по их мнению, подробности проекта почти неизвестны, а намерения декларативны. На СХК говорят, что опасения понимают и дадут ответы на все вопросы.
"Прорывной" проект
Сообщалось, что Росатом планирует реализовать на СХК проект "Прорыв" по созданию экспериментального топлива, на котором атомная энергетика будет работать в 2020-2025 годах. Пилотное производство нитридного топлива должно быть создано в 2017 году.
Росатом поручил СХК создать комплекс экспериментальных установок для изготовления таблеток смешанного нитридного топлива, экспериментальных тепловыделяющих элемент (твэл) и тепловыделяющих сборок (ТВС). Экспериментальный тэвл СХК изготовил в марте 2013 года.
Результаты работы будут использованы при реализации проекта строительства на площадке СХК опытно-демонстрационного энергокомплекса в составе реакторной установки "БРЕСТ-300" (быстрый реактор естественной безопасности мощностью 300 МВт) с пристанционным ядерным топливным циклом и комплекса по производству плотного топлива для реакторов на быстрых нейтронах.
"БРЕСТ" предусматривает возможность повторного использования отработанного топлива водоводяных реакторов. Инвестиции в сам реактор оцениваются в 25 миллиардов рублей, в пристанционный топливный цикл — 17 миллиардов рублей.
Слишком опытно
По словам директора "Сибирского экологического агентства" и Томского зеленого креста Алексея Торопова, желание Росатома реализовать такой проект именно в Томской области понятно — здесь есть профильное предприятие, и готовят кадры для атомной промышленности.
Однако общественность и экологов смущает в реализации этого проекта, прежде всего, близость к большому населенному пункту — студенческому Томску, рядом с которым планируется создать опытно-демонстрационный реактор с промышленной мощностью, хотя его безопасность еще не доказана.
Гарантией безопасности реактора, считает эколог, могли бы служить "хотя бы 200 реактора-лет безаварийной и экономически эффективной работы, то есть, как минимум четыре подобных реактора работали в течение 50 лет, или, наоборот 50 уже работают в среднем четыре года".
"Такого нет. Нам предлагают экспериментальный реактор, предлагают строить в шести километрах от первых домов Томска", — заметил Торопов в пятницу, выступая с докладом на конференции по радиоактивности в Томском политехническом университете (ТПУ).
Также экологов настораживает декларативность решения сложных проблем ядерной отрасли, в частности, о разрешении проблемы радиоактивных отходов. Торопов заметил, что при реализации проекта заявляется о снижении риска распространения ядерных материалов, в то время как с самого начала ядерно-топливный цикл "Прорыва" имеет в обороте плутоний.
По его словам, помимо плутония вопросы вызывает использование в качестве теплоносителя жидкого свинца.
"Дельта между температурой теплоносителя и температурой замерзания — основная проблема. Температура реактора около 450 градусов Цельсия, температура кристаллизации свинца — 380 градусов. В быстрых реакторах нейтроны более сильные, дефекты материалов возникают быстрее. Есть большая вероятность крупной аварии", — подчеркнул эколог.
"Нам предлагают кота в мешке. Нет опыта эксплуатации нитридного топлива…. Никто в мире не применяет с неизвестными свойствами жидкий свинец. Французы работают с жидкосолевыми теплоносителями — они считают, что это выгоднее, и отказываются от нитридного топлива", — заметил, в свою очередь, профессор кафедры геоэкологии и геохимии Томского политехнического университета (ТПУ) Леонид Рихванов.
Ученый уверен, что в результате реализации проекта, где будет применяться летучий плутоний, радиоактивное вещество будет поступать в атмосферу. "И будут подземные закачки", — добавил Рихванов.
Он напомнил, что недавно Франция отказалась от работы с РФ по нитридному топливу, что также вызывает настороженность.
Сомснения в экономике
"Среди заявленных целевых положений проекта — низкие капитальные затраты. Чем это подтверждено? Скорее всего, это будет больше. Вызывает и сомнение декларативность обеспечения конкурентоспособности проекта "Прорыв" в сравнении с другими методами энергогенерации", — отметил эколог.
По его словам, вызывает сомнение заявляемый масштаб проекта — 200 ГВт установленной мощности против нынешних 21ГВт.
Опасения понятны
В свою очередь, руководитель проекта по нитридному топливу СХК Юрий Мочалов через пресс-службу предприятия пояснил РИА Новости, что Росатом, ТВЭЛ и СХК понимают опасения общественности.
"В настоящее время идет разработка проекта, оценка воздействия на окружающую среду, которые в ближайшее время будут представлены для ознакомления и обсуждения с представителями органов государственной власти и общественностью", — сказал Мочалов.
По его словам, комбинат готов предоставить общественности полную информацию о деятельности предприятия, и постоянно проводит диалоги с заинтересованными лицами.
ОАО "Сибирский химический комбинат" — градообразующее предприятие закрытого города Северск Томской области. Является одним из четырех российских комбинатов по обогащению урана, объединяет пять заводов по обращению с ядерными материалами и ТЭЦ. Одно из основных направлений работы СХК — обеспечение потребностей атомных электростанций в уране для ядерного топлива, производство тепловой и электрической энергии.