Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Согласно опросу Левада-центра, анонсированному в этот четверг, 22% россиян хотели бы эмигрировать из России, а доля студентов и школьников, желающих навсегда уехать из страны, еще больше – 45%.
Подобные исследования, ставшие в последнее время довольно частыми, невольно заставляют вспомнить известный кавказский тост из комедии Гайдая "Кавказская пленница": "Мой прадед говорит: "Имею желание купить дом, но не имею возможности, имею возможность купить козу, но не имею желания". Так выпьем же за то, чтобы наши желания совпадали с нашими возможностями". В данном случае, если точнее – наши прекраснодушные мечты и иллюзии с нашими реальными действиями.
Какой процент эмигрирует из России
По данным Левада-центра, доля желающих уехать на постоянное место жительства за пределы бывшего СССР выросла до 22% по сравнению с 2009 годом, когда она составляла 13%.
Перечислено еще несколько параметров, но они тоже укладываются в общую картину, точнее – портрет потенциального российского эмигранта-2013: молодой, претенциозный и оппозиционный. Причем намного больше претенциозный, чем оппозиционный.
49% опрошенных манят за границу лучшие, по их мнению, бытовые условия жизни, 32% – более стабильная экономическая ситуация, а 31% хочет обеспечить детям достойное будущее. Гораздо меньше (18%) убежали бы от произвола властей и чиновников. 14% недовольны условиями ведения бизнеса в России. А 10% не нравится сложившаяся в стране политическая обстановка, просто не нравится, и все тут.
А теперь – внимание! Согласно данным Левада-центра, собирает и оформляет документы на выезд в данный момент менее 1% опрошенных.
На этом можно поставить точку. Или порассуждать насчет того, что любой соцопрос что дышло, куда повернешь, туда и вышло. Но поскольку наука социология существует и одним из ее главных инструментов был, есть и будет соцопрос, то гораздо интереснее будет вспомнить еще один недавний опрос на ту же тему эмиграции.
Кто хочет уехать за границу
Тот опрос, несмотря на непринципиальную разницу в цифрах, в целом выявляет те же центробежные тенденции, что и в исследовании Левада-центра. Уехать хотят молодые, амбициозные, оппозиционные и по тем же самым причинам: в основном не от чего-то, а за чем-то.
Каждой группе социологи придумали довольно вычурные наукообразные названия. Homo Institutius (человек институированный) наиболее прочно встроен в существующую реальность, у него есть и работа и перспективы на будущее. Homo Economicus (человек экономический) отличается от него только тем, что имеют собственный бизнес и работает "на себя". Homo Alienated (человек отчужденный) менее остальных приспособлен к современной жизни.
И наконец, Homo Frustrated (человек фрустрированный), который, в общем-то, адаптирован к жизни, но при этом всегда чем-то недоволен – собой, работой, семьей, властью. Последних, увы, оказалось большинство.
В стране они недовольны и властью, и слишком большой коррупцией, но одновременно – вот ведь парадокс – не одобряют сближения с Западом, создания единого визового пространства, на дух не переносят иностранного вмешательства в наши внутренние дела.
Так вот, навсегда уехать за границу больше всех хочет человек фрустрированный. Почему – понятно. Труднее понять другое – ведь именно он, человек фрустрированный, очень часто против того, что принято назвать "западными ценностями".
Недовольные, но до определенного предела
Вот такая несуразность получается. То студенты со школьниками массово валить из страны собрались (возможно, на их мироощущение повлияла близость экзаменов, опрос-то Левада-центр проводил в конце мая), то почему-то дагестанцы. Но если копнуть поглубже, то окажется – что просто недовольные. Неважно чем. Всем недовольные.
Представьте себе человека, абсолютно довольного всем. Картинка, на наш, российский взгляд, получится неприглядной, пожалуй, ничего человеческого в нем не останется. А так – картинка получается до боли знакомая.
Кто эти люди, кто всегда и всем недоволен? Это же мы с вами. Готовые в сердцах и за границу пообещать уехать, и проголосовать в следующий раз так, что власти мало не покажется, на многое готовые, если для этого достаточно только языком болтать.
Но как только доходит до дела, вспоминающие, что, помимо соцопросов, есть еще реальная жизнь, которой все мы живем и будем жить в своей стране дальше. За исключением одного процента.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции