ТОМСК, 31 мая — РИА Новости, Наталья Брусницына. Выпускники школ в эти дни сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). На этой неделе они сдавали экзамен по обязательному для всех русскому языку, а также информатику и информационно-компьютерные технологии (ИКТ), историю и биологию.
Вообще на ЕГЭ посторонних не пускают. Но корреспонденту РИА Новости все же удалось посетить экзамен и понаблюдать за школьниками в качестве общественного наблюдателя.
Добровольно, общественно, полезно
Уже третий год подряд в начале апреля от классных руководительниц сына (первая была в начальной школе, вторая уже в средних классах) получаю ненавязчивое предложение поучаствовать в роли наблюдателя на ЕГЭ от родителей. Два раза отказывалась по объективным причинам — отпуск выпадал как раз на даты проведения экзаменов, а тут решила — а почему бы и не "понаблюдать"?
Надо понимать, что "наблюдатель" — это добровольная соцнагрузка. Для того, чтобы получить соответствующее удостоверение, необходимо написать заявление, приложить три своих фотографии или их ксерокопии и ждать, когда вашу кандидатуру "одобрят" в местном контролирующем органе образования.
Примерно за две недели до дня "икс" меня попросили прийти в школу на инструктаж и получить удостоверение "наблюдателя". Завуч обратила мое внимание, что ключевым в словосочетании "общественный наблюдатель" является второе слово. Мне нельзя нарушать ход проведения ЕГЭ или рассмотрения апелляций, можно лишь присутствовать в месте проведения экзамена и информировать организаторов о каких-либо нарушениях.
День "икс"
Исполнить свой гражданско-родительский долг мне выпало в школе №42 на ЕГЭ по истории. Начало экзамена, как и по всей стране, намечено на 10.00 (время местное). Приходить нужно не ранее, чем за 30 минут до старта.
В холле на первом этаже заметила стол, у которого толпились выпускники. Мужчина и женщина сверяли данные паспортов школьников с данными в списках. Рядом сидели около десяти родителей. Кто-то уже проводил свое чадо напутственными словами, а кто-то шептал на ушко: "Давай, дочка — ни пуха, ни пера тебе". Особого волнения в глазах школьников не видно — все в хорошем настроении, улыбаются.
Прохожу в кабинет организаторов ЕГЭ, чтобы снять верхнюю одежду и получить взамен своего удостоверения акт наблюдения. Документ содержит мои данные и вопросы — "Был ли зафиксирован факт использования выпускником средств связи", "Оказывал ли помощь учитель выпускнику в ходе проведения ЕГЭ", и другие. Напротив каждого пункта я должна поставить галочку в клеточке "Да", "Нет", "Не присутствовала".
За столом в "организаторской" сидит женщина в полицейской форме и что-то пишет. Ее присутствие в отличие от времени, когда я сдавала выпускные экзамены, теперь является обязательным. У нескольких учебных кабинетов — в день ЕГЭ их называют ППЭ (пункт проведения экзамена) — выпускники толпятся и ищут "свой" кабинет.
На двери каждого ППЭ висит список, в котором указано, кто сдает ЕГЭ в этом кабинете. Напротив каждой из 15 фамилий написан ряд и парта, которую должен занять выпускник. Сесть там, где хочется, ребенок не в праве. Вход в кабинет строго по паспорту. Личные вещи — сумочки, телефоны складируют на отдельный стол — для "личных вещей".
Готовность №1: шоколадки распакованы, лимонад — открыт
Мне предлагают разместиться на стульчике в дальнем правом углу у окна. Стул при желании можно переставить, но мне здесь нравится — класс просматривается хорошо, да и вид из окна прекрасный.
Без права на выбор
"Ребята, прошу всех внимания! Нам разрешили начинать экзамен. Сейчас я вам зачитаю инструкцию, с которой вас уже, наверное, несколько раз знакомили, но, тем не менее — этого требуют правила", — говорит организатор.
В предобморочном состоянии никто не находится, ребята выглядят вполне спокойно. Им раздают индивидуальные пакеты с КИМами, где нужно заполнить в клеточках на регистрационном листе свои данные, номер школы и так далее. После на доске записывают время начала экзамена — 10.15 (время местное) и завершения — 13.45 (время местное), всего — 3,5 часа.
"В этом кабинете почему-то нет настенных часов, поэтому я вас по прошествии каждого часа буду информировать, что прошел час и сколько времени осталось до окончания экзамена… Желаю вам удачи", — говорит организатор.
Воцаряется гробовая тишина — школьники начинают выполнять задания. Ловлю себя на мысли, что в воздухе нет ощущения радости за того, кому повезло с билетом. Сейчас у всех по 40 идентичных вопросов — КИМов, в индивидуальном герметично упакованном пакете. Нынешним выпускникам не понять, что такое самому выбрать счастливый экзаменационный билет из кипы на столе у преподавателя.
Выдержав 15-минутную серьезность, выпускники начинают вести себя более естественно. Первым не выдерживает напряжения один из мальчишек — щелкает суставами на руке, звук, отражающийся от стен, кажется невероятно громким и пронзительным. Тут оживают другие — кто-то начинает оглядываться по сторонам, кто-то пытается обернуться и что-то шепнуть соседу.
Однако, поймав на себе строгий взгляд организатора, вновь опускают свой взгляд в задания. Некоторые пытаются "загрызть" волнение шоколадом или запить сладким напитком.
Спустя час, когда у каждого выпускника выпита половина принесенного напитка, по одному начинается поход в туалет. Перед выходом каждый сдает свои КИМы учителю, по возвращении ему их отдают.
Никакого конвоя нет. Но действует правило: в туалет идти можно только после того, как за парту сел тот, кто только что вернулся. В коридоре дежурит один из организаторов, он следит, чтобы маршрут выпускника был строго от ППЭ до туалета и обратно. Кстати, проверять туалеты на наличие шпаргалок в обязанность "наблюдателя" не входит. Этим занимаются организаторы ППЭ.
Нервы иногда сдают
После двух часов решаю покинуть ППЭ. Тихонько выхожу, пытаюсь найти главного организатора, которому нужно отдать листок с моими отметками в акте наблюдения о том, что никаких нарушений мной не замечено.
"Вы знаете, а он (главный организатор) занят. Там девочке одной стало плохо, он сейчас с медиком в отдельном кабинете с ней работает", — говорят мне.
Уже покидая школу, в холле вижу все тех же взволнованных и уже изрядно утомленных ожиданием родителей. Понимаю, что чувствую себя вполне счастливым человеком — мои экзамены давно позади и проходили они более ярко, свободно и с верой в "Госпожу Удачу".
Итоги будут позже
Уже после, придя на работу, позвонила в региональный центр обработки информации ЕГЭ, чтобы узнать, как все прошло и что будет с девочкой, которой стало плохо. Глава центра Борис Илюхин рассказал мне, что девочка все же дописала ЕГЭ вместе со всеми школьниками. Информация о нарушениях и удалениях с ЕГЭ появится чуть позже.