Рейтинг@Mail.ru
Интересы русских коллекционеров за последние годы изменились - РИА Новости, 01.03.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Интересы русских коллекционеров за последние годы изменились

© Фото : предоставлено Christie'sГлава департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен
Глава департамента русского искусства Christie's Алексей Тизенгаузен
Читать ria.ru в
Дзен
Эксперты аукционных домов Christie's, Sotheby's и Bonhams считают, что за последние годы вкусы российских покупателей изменились не только "вширь", но и "вглубь".

ЛОНДОН, 30 мая — РИА Новости, Мария Табак. Интересы российских покупателей в последние годы распространились на все сегменты арт-рынка, утверждают эксперты трех крупнейших аукционных домов — Christie's, Sotheby's и Bonhams.

Главы департаментов русского искусства аукционов в преддверии "русских торгов", которые стартуют на следующей неделе, рассказали в интервью корреспонденту РИА Новости об основных тенденциях современного арт-рынка с акцентом на интересах российских покупателей и востребованности русского искусства на мировом рынке.

От Африки до фарфора

"Количество российских покупателей выросло астрономически в последние годы. Если посмотреть на 2011-2012 годы, то количество транзакций, выполненных россиянами, увеличилось на 25%. Это иллюстрирует, как растет рынок".

"Пять лет назад россияне, в основном, покупали русское искусство, сейчас у них вкусы гораздо шире. Теперь их интересуют и импрессионисты, и современное искусство, и старые мастера", — рассказала глава департамента русского искусства Sotheby's Джоанна Викери.

© Фото : предоставлено Sotheby'sГлава департамента русского искусства Sotheby's Джоанна Викери
Глава департамента русского искусства Sotheby's Джоанна Викери

Ее коллега из Christie's Алексей Тизенгаузен отметил, в свою очередь, что русские клиенты аукционного дома "рассредоточены по всему миру, их интересы, как правило, связаны с личными пристрастиями — кто-то собирает исключительно русскую классику, передвижников или "Мир Искусства", кто-то коллекционирует Фаберже, кто-то проявляет интерес к работам шестидесятников и так далее".

"Интересы наших русских покупателей настолько разнообразны, насколько и наше предложение. Наших клиентов из России всегда привлекали европейские импрессионисты и искусство начала XX века. Однако в последнее время растет и интерес к современному искусству".

Эксперты арт-рынка: во что стоит инвестировать в ближайшие годы
"И это очень приятно видеть. Многие наши русские клиенты ездят сегодня на арт-ярмарки современного искусства в Базель, Венецию. Они имеют возможность увидеть лучшие предметы современного искусства и развивать свой вкус", — отметил глава департамента русского искусства.

По словам его коллеги из Bonhams Софи Ло, назвать область, в которой россияне не представлены, уже становится практически невозможно. "Азиатское искусство, фарфор (особенно мейсенский), импрессионисты, старые мастера, ювелирные изделия, классические автомобили, мебель. Даже на торгах африканским искусством у нас среди покупателей есть россияне", — уточнила она.

Ренессанс коллекционирования

Эксперты сошлись на том, что за последние несколько лет вкусы российских покупателей претерпели изменения, причем изменились они не только "вширь", но и "вглубь".

"Общая тенденция — тяготение коллекционеров к качеству. Сейчас у нас такая ситуация, что коллекционеры с новых рынков, обладая 20-летним опытом, хорошо разбираются в качестве работ, ищут конкретных художников, а в результате в самом дорогом сегменте рынка большая конкуренция", — отметила Викери.

Для покупателей с более тонким вкусом важна уже не цена, а качество работы (эти два фактора далеко не всегда взаимосвязаны, отмечают эксперты), а потому, к примеру, в последнее время стремительно взлетели цены на картины, выполненные на бумаге.

"Мы можем привести много примеров: например, рисунок Рафаэля был продан за 30 миллионов фунтов стерлингов, это рекордная цена. Если говорить о русских художниках, то цены на работы, выполненные на бумаге, также резко выросли".

"Так что вопрос весь в качестве работ, и коллекционерам не так важно, масло это на холсте или ручка на бумаге", — отметила Викери.

Сандра Недвецкая
Эксперт Christie's: русские коллекционеры понимают, что покупать
Тизенгаузен сказал, в свою очередь, что количество русских покупателей растет с каждым годом, их покупки составляют не менее 8-15% от общего годового объема продаж, выставляемого на аукционы искусства Christie's. "Рост числа русских коллекционеров год от года связан с историческими процессами и с тем, что традиция коллекционирования была прервана на более чем полвека. Но сейчас мы видим активное участие русских покупателей не только в борьбе за шедевры русского искусства, но и на полотна импрессионистов, часы, ювелирные украшения и мебель", — пояснил он.

Эксперт Christie's отметил, что российские покупатели обращают внимание на средний ценовой сегмент, в котором также можно найти работы высочайшего качества. "Интерес русских покупателей распространяется на разные ценовые сегменты. Не менее интересными для русских коллекционеров являются недорогие, но труднодоступные вещи, такие, например, как русская чернь, или ордена, или русские книги XVIII-XX веков", — подчеркнул Тизенгаузен.

Аукционный дом Сотбис
История и рекорды аукционного дома "Сотбис"
По словам Викери, в России сейчас можно говорить о возрождении традиции коллекционирования. "В России мы видим ренессанс коллекционирования, это важно для русского искусства. У России есть традиция коллекционирования 20 века, представленная такими именами, как Щукин и Морозов. Потом на 70 лет эта традиция замерла, так что теперь коллекционеры оглядываются на тот опыт, опыт начала 20 века", — считает глава департамента русского искусства Sotheby's.

Кризис не помешал

Все трое экспертов в один голос заявили, что экономический кризис, потрясший мир несколько лет назад, рынку искусства вреда не причинил.

"Конечно, после экономического кризиса много говорилось о том, что в банках деньги лучше не держать и многие предпочитают вкладывать деньги в произведение искусства, которое висит у них на стене, никуда не девается и ни от чего не зависит…"

"После кризиса мы заметили, что люди стали более осторожными. Но большая часть работ вызывает огромный интерес, рынок никогда не был настолько крепок. Доходы Bonhams от продаж растут с каждым годом — и в 2008-м, и в 2009-м, и в 2010-м, и до сих пор", — отметила Ло.

© Фото : предоставлено BonhamsГлава департамента русского искусства Bonhams Софи Ло
Глава департамента русского искусства Bonhams Софи Ло

С ней согласна ее коллега из Sotheby's. "Экономический кризис не оказал отрицательного влияния на рынок искусства. Этому есть несколько причин. Первая: у коллекционеров есть ощущение, что искусство — это более надежное вложение средств, чем вложение в акции или вклады в банках. Глобализация рынка все усиливается. Сейчас почти 40% того, что продал Sotheby's, уходит на новые рынки. Говоря о новых рынках, я имею в виду Индию, Китай, Россию".

"Формирование новых российских коллекций началось, грубо говоря, в конце 1990-х годов, то есть 20 лет назад. Китайцы пришли на рынок еще позже. И сейчас активность покупателей в этих странах возрастает, с каждым годом процент приобретений по этим странам существенно растет", — отметила Викери.

Аукционный дом Кристис
История и рекорды аукционного дома "Кристис"
По словам Тизенгаузена, как и любой другой рынок, рынок искусства цикличен. "Интересы собирателей меняются, но мода на обладание шедеврами никогда не уходит. Картина или любое другое произведение искусства из известной частной или музейной коллекции, о которой написано много литературы, которая участвовала в знаковых мировых выставках, будет востребована в любых обстоятельствах и, наверняка, достигнет рекордной цены на аукционе. Если говорить о рынке, то сейчас он стал по-настоящему глобальным, когда в одном зале вы видите покупателей из Америки, Ближнего Востока, Китая и России, такое было невозможно каких-нибудь 20 лет назад", — отметил эксперт Christie's.

Он добавил, что кризис, безусловно, оказал влияние на арт-рынок, но не такое значительное, как на финансовые рынки по всему миру. "Небольшое падение продаж на арт-рынке было вызвано, скорее, ограничением предложения, тогда как спрос со стороны коллекционеров был очень высоким. Как только на рынке появлялся шедевр, клиенты с неистовством боролись за обладание им. Доказательством тому служит распроданная на 100% коллекция знаменитого модельера Ива Сен-Лорана, торги по которой проходили в разгар кризиса в феврале 2009 года. До сих пор данное собрание является самым дорогим, проданным с аукциона. Уже с начала 2010 года арт-рынок начал быстро восстанавливаться, а к концу 2012 года результаты продаж превзошли докризисные", — отметил Тизенгаузен.

Причуды рынка

Хотя рынок искусства в целом сейчас переживает период расцвета, этот расцвет касается далеко не всех художников и даже не всех направлений искусства, рассказали эксперты аукционных домов.

"На цену всегда влияет несколько факторов: редкость (дата, сюжет, серия), качество и сохранность, провенанс или, иными словами, происхождение работы, а также ее выставочная история. На наши торги мы всегда стараемся предложить именно те вещи, которые клиенты хотели бы приобрести, именно поэтому мы всегда отмечаем высокий процент продаж на каждом аукционе русского искусства Christie's".

"Что касается самих художников, то, конечно, я могу отметить, что отклик в душе коллекционера всегда найдут редкие работы Репина, Верещагина, Фешина, Машкова, Кустодиева, Гончаровой", — отметил эксперт Тизенгаузен.

По его словам, многие западные коллекционеры обращают внимание на русское искусство и стараются включать в свои собрания русские шедевры.

"В последние годы мы можем наблюдать отрадную для нас тенденцию, когда цены на русское искусство становятся сопоставимыми с ценами на мировые образцы. Это способствует возвращению на рынок все большего числа настоящих коллекционеров, которые за любые деньги хотят приобрести настоящий шедевр, как то было с картинами Ильи Репина "Парижское кафе", Бориса Кустодиева "Извозчик", Натальи Гончаровой "Испанка" и так далее", — отметил он.

Генеральный директор Сотбис в России Михаил Каменский
Михаил Каменский: модель арт-рынка в корне изменилась
Викери, в свою очередь, отметила в качестве хорошего примера Наталью Гончарову, работы которой резко выросли в цене за последние пять-десять лет, причем не только на "русских торгах". "Это тот пример, когда не аукцион поднимает цену, а сами коллекционеры. Она сейчас самая дорогая художница в мире, при том что долгое время была недооценена. Люди традиционно говорили про Ларионова и Гончарову, а потом коллекционеры стали ценить ее работы и стали платить за них. При этом есть много русских художников, также достойных мирового рынка, достойных того, чтобы быть более известными. Малевич — не такое широко известное имя на Западе, не такое известное, как, скажем, Джексон Поллок. Спросите западных друзей. Но в случае Гончаровой именно рынок помог ей", — считает она.

В России сейчас, по ее словам, идет "переоценка" русских художников, живших и работавших во Франции.

"Это очень важная художественная школа, про них мало знали в России. Работы Александра Яковлева, например, начали цениться в России последние 10-15 лет. Но речь идет именно о России, на Западе этот художник пока не востребован", — добавила эксперт Sotheby's.

По наблюдению главы русского департамента Bonhams, российские коллекционеры, являющиеся по-прежнему основными покупателями русского искусства, теперь предпочитают покупать XX век, а не классику XIX-го.

Christie's установил исторический рекорд, выручив почти $500 млн
"В 2011 году мы продали две работы Василия Поленова по рекордным ценам. Айвазовский, Шишкин были очень востребованы. Теперь у коллекционеров в чести XX век — Волков, Рерих, Гончарова, хотя Айвазовского по-прежнему покупают. А вот Алексея Харламова, очень популярного несколько лет назад с его традиционными портретами юных девушек, покупать практически перестали. Это классический пример ухода от традиционализма. Из русских же художников, известных на Западе, я бы назвала Гончарову и Рериха", — сказала Ло.

Не для продажи

Эксперты отмечают, что процесс формирования серьезных российских коллекций пока не завершен, а потому неизбежный обратный процесс возвращения на рынок ранее приобретенных шедевров пока не начался.

"Я не могу предсказать, когда коллекции начнут распродаваться, — это поколенческая вещь обычно, это происходит со сменой поколений. Может, в течение 10-15 лет".

"Сейчас мне кажется, что мы находимся в середине процесса создания коллекций, не в конце. Но в какой-то момент коллекции начнут распродаваться, отправляться в музеи. Однако пока что об этом говорить рано", — считает Викери.

Ее коллега из Bonhams отметила, что в последнее время не видела массового возвращения проданных картин на рынок. "Мне кажется, еще рановато для этого. Я думаю, что большие коллекции, которые продаются, были собраны уже давно. А новые коллекции еще формируются и пока не продаются", — сказала она.

Тизенгаузен же убежден, что до появления на рынке крупного российского лота пройдет еще много времени. "Русские произведения искусства покупают, в основном, истинные коллекционеры, и если посмотреть на топ-лоты, которые были куплены за последнее десятилетие, то они не возвращаются на рынок", — отметил он.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала