Мария Токмашева
Над Набережной Круазетт наконец-то взошло солнце: в Канне значительно потеплело и даже перестал идти, уже казалось, бесконечный дождь. Синхронно с погодой и основной конкурс фестиваля озарился ярким светом. Правда, в черно-белом варианте. В четверг показали "Небраску" Александра Пэйна – семейное роуд-муви с трогательным, не уходящим в пошлую сентиментальность акцентом, и прекрасными актерскими работами.
Пэйн – мастер американских семейных историй (самый известный его фильм "Потомки", где Джордж Клуни предстал в довольно неожиданном образе – примерного семьянина и отца двух дочерей, в 2011 году получил "Оскар" за лучший адаптированный сценарий). В "Небраске" он сосредотачивается на отношениях между 74-летним отцом и его уже взрослым сыном.
Пожилой Вуди Грант (Брюс Дерн) получает рекламную листовку, в которой сказано, что он выиграл 1 миллион долларов. За деньгами нужно из Монтаны приехать в соседнюю Небраску. Грант мечтает получить свой выигрыш и несколько раз отправляется в долгий путь пешком, хотя, что называется, "еле ноги волочит". Одно из таких путешествий, в принципе, еще не начавшись, заканчивается в отделении полиции, куда привезли старичка предусмотрительные стражи правопорядка и вызвали его сына Дэвида (Уилл Форте). Сын понимает, что папа, как истинный житель своей страны, тоже подвержен "американской мечте" и даже на старости лет успокоить его нельзя. Под ворчание своей тоже уже не молодой, но достаточно бодрой и острой на язык мамы, Дэвид все-таки решает везти отца за этим мифическим выигрышем. Дорога в Небраску при этом пролегает через городок, где когда-то вырос Вуди Грант. Во время этого путешествия "по волнам памяти" сын узнает много нового о жизни своего родителя, примиряется с его алкоголизмом и до последнего сохраняет в старике надежду на куш.
"Небраска" снята тонко и без особых изысков. Черно-белое изображение и легкая музыка напоминают старые американские фильмы, которые в молодости, возможно, и смотрел герой ленты. Сыгравший его Брюс Дерн, кстати, снимался еще у Альфреда Хичкока, совсем недавно его можно было видеть в "Джанго освобожденном" Квентина Тарантино, а работой в картине Пэйна 76-летний Дерн решил завершить свою и без того удачную актерскую карьеру. Его супруга сыграла Джун Сквибб, которая вовремя привносит в картину долю юмора ниже пояса. Но это ни в коем случае не опошляет "Небраску" с ее легкой ностальгией по ушедшим годам, провинциальным вариантом американской мечты и удивительно реально показанными взаимоотношениями между стариками-родителями и детьми.
Фильм Пэйна по настроению можно сравнить с работами братьев Коэнов. И с фильмом "Внутри Льюина Дэвиса", участвующем в основном конкурсе 66-го Каннского фестиваля, в том числе. Пожалуй, именно эти две ленты – самые искренние и трогательные картины смотра. Кино, которое возникает не из громких, скандальных тем, и не из желания шокировать всех формой подачи, а просто для того, чтобы каждый посмотрел его от начала до конца и понял что-то про себя.