Алена Солнцева, специальный корреспондент "Московских новостей", для РИА Новости.
Умер Алексей Балабанов, замечательный кинорежиссер и сценарист, пожалуй, самый талантливый в своем поколении, пожалуй, единственный режиссер, сумевший создать свое кинопространство в промежутке между арт-хаусом и мейнстримом.
Его фильмы "Брат" и "Брат-2" не только смотрели все — они вошли в национальное сознание, стали частью народного мифа, что с художественными произведениями случается очень редко. "Груз 200" всенародного признания не имел, но стал для интеллигенции предметом обсуждения не на один год.
Пять фильмов Алексея Балабанова, которые стоит пересмотреть >>
Думаю, и другие его фильмы постепенно будут освоены публикой. Они точно уже вошли в историю кино и будут осмыслены, обсуждены, найдут своих исследователей. Кино Алексея Балабанова, к счастью, не умерло, оно существует — живое, спорное, интересное, необычное, очень национальное.
Мы разговаривали с ним этой осенью, когда вышел его последний фильм "Я тоже хочу". Балабанов приехал в Анапу, на фестиваль, представить картину. На пресс-конференции отвечал на вопросы довольно обстоятельно, что с ним редко бывало, был доброжелателен и слегка возбужден. Вообще удивил необычной открытостью.
А на следующий день мы с ним встретились и проговорили часа полтора, что тоже необычно: он был человек, мягко говоря, несловоохотливый.
И тем не менее, он собирался жить дальше, строил планы, говорил, что его пригласили в Бразилию, хотел взглянуть на пирамиды майя, хотел снять кино об Африке, но в общем мне показался человеком, находящимся в глубокой депрессии. Читайте подробнее в материале "Балабанов в пятницу позвал Гаркушу сниматься в кино, рассказал артист"
Мы обсуждали метафору его фильма "Я тоже хочу". Герои фильма, типичные персонажи Балабанова: бандит, алкаш, проститутка и музыкант, едут в некую Зону, где есть колокольня счастья, и если на нее подняться, некоторых людей забирают в лучший мир, но берут не всех. В Зоне всегда зима, снег, оттуда никто не возвращается, но люди идут, чтобы попытать этого самого счастья. И никто не знает, кого возьмут, а кого – нет. Я спросила Лешу, хотелось бы ему, чтобы его взяли туда, где счастье?
— Ну да, ответил он.
— А что такое счастье?
— Говорят, что оно где-то есть, а какое оно, никто не знает. Люди устали, им надоело здесь, и надо либо самоубийством жизнь закончить, либо к счастью полететь. Не рай. Планета, где есть вода, жизнь, счастье. Может, и не планета. Мы не знаем.
Со счастьем у Балабанова отношения были весьма непростые. Судьба как будто требовала от него жертв. Трагически погиб его друг и лучший его актер Сергей Бодров, во время съемок одного их самых обещающих фильмов "Река" погибла в автокатастрофе якутская актриса, исполнительница главной роли, фильм так и остался недоснятым…
Балабанова порой упрекали в слишком мрачном видении мира, в смаковании жутковатых подробностей, говорили даже об извращенном сознании, о стремлении к уродству.
После триумфального "Брата" он снял загадочный и странный фильм "Про уродов и людей", и это название надолго стало нарицательным для его фильмов, и не только для них. Но дарование Балабанова вовсе не позволяло ничего конструировать, сгущать или сознательно выстраивать. Он был очень чувствительным к тому, что происходит, очень чутким. Катастрофичность его мышления была не столько личным качеством, сколько интуитивным прозрением, он слышал тектонические сдвиги в толще народного сознания и откликался на них болью и страхом.
И то, что он постоянно шел как будто поперек всех ожиданий — своего круга, своих критиков, своих поклонников — тоже не его выбор. Вот чего не было в Балабанове, так это позы, он как будто вслушивался в себя и в то, что слышал через себя о мире, не слишком его радовало: "Никто не веселился особенно. В основном всем плохо".
При этом он умел видеть не всем очевидную красоту современных городов, той среды, в которой живут нынешние не слишком счастливые люди. В его фильмах удивительно показаны некоторые кварталы Питера, и, конечно, экскурсия "Петербург Алексея Балабанова" скоро появится в туристических программах. Современники редко понимают уровень художника, живущего рядом с ними, в России для этого приходится жить долго. Леше Балабанову долгая жизнь не была суждена.
Я его спросила, верующий ли он. Он ответил: "Да, я верю в Господа. И в то, что не умру. Куда я попаду, не знаю".
В фильме "Я тоже хочу" в маленькой роли снялся сам Балабанов. Сидит у подножия колокольни человек, и герой фильма спрашивает у него: "Ты кто?", а он отвечает: "Режиссер. Член международной киноакадемии". Про то, почему его не взяли, отвечает, что не знает — может плохие фильмы снимал?
Режиссер Алексей Балабанов снимал очень хорошие фильмы, и сценарии писал замечательные. Так что можно надеяться, что его взяли. Туда где покой и счастье. Он заслужил.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции