У Салтыкова-Щедрина есть бессмертная фраза: "Что-то опять стали напирать на патриотизм, значит проворовались".
Нынче на патриотизм "напирают" особенно сладострастно. Вот уже в недрах Госдумы зреют гроздья законотворческих норм, позволивших бы привлечь граждан РФ к уголовной ответственности за оскорбление патриотических чувств.
Тут надо заметить, что энергичная патриотическая риторика в наше время в немалой степени связана с поисками национальной идентичности. С последней у нас, похоже, большие проблемы. Со всех сторон слышны глухие стоны-жалобы на некоммуникабельность, разрозненность граждан великой страны и звонкие призывы к их единению.
На глубине массового подсознания: любовь к отеческим гробам, к родным осинам, ко всему тому, о чем декламировал поэт Лермонтов – к разливам рек, похожим на моря, к степям, к лесам, к проселочным путям, к дрожащим огонькам печальных деревень, к чете белеющих берез…
И я вслед за поэтом ХIХ века с отрадой, многим незнакомой, смотрю на полное гумно, избу покрытую соломой. И т.д.
На поверхности же – многое по другому.
На поверхности: патриотическая эмоция, которой надо непременно от чего-то оттолкнуться, чтобы возникла энергия единения. Отталкиваться ей привычнее всего от врага, внешнего или внутреннего, а вернее – от обоих. Потому, если оных нет, то их придется сначала выдумать и следом – возненавидеть.
Самым верным противоядием против разобщения до последнего времени считался День Победы. Но вот страна отсалютовала во славу народа-победителя в 68-й раз, и тут же, почти через запятую, случились рецидивы злобной розни. И не в темных углах Интернета, не в малотиражных провинциальных газетах, не в газете "Завтра", а в популярных ток-шоу на главных телеканалах и в одной общенациональной газете…
Позади вроде бы остался эксцесс неосталинизма – документальная лента "Сталин с нами" Владимира Чернышова, показанная на канале НТВ. Но вот нам и новая попытка реабилитации отца и палача народов – фильм "Секретные материалы. Смерть вождя". (Телеканал "Мир").
Из "секретных материалов", добытых теледокументалистами, следует, что вождь умер не своей смертью. Мысль не новая. Новость в том, что отравил Сталина не Берия и, возможно, даже не Хрущев, а Черчилль по заданию Мировой Закулисы. Ну, и дальше рассказ о том, как все было тонко организовано.
Разумеется, вся эта фактология не выдерживает сколько-либо серьезной критики. И не для этого подобные версии высасываются из пальца. Они надобны для поддержания в массовом сознании мифа о гениальном учителе. Сам миф этот остро надобен для возгонки патриотических эмоций.
Сталин нынче вживляется в массовое сознание как эффективный не только менеджер, но и патриот. Образцово-показательный патриот.
Воспроизведение Сталина, хотя бы и в сугубо мифологическом образе, предполагает и воспроизводство сталинской стратегии управления страной, одним из важнейших факторов которой была перманентная гражданская война с перерывами на победоносные войны с внешними супостатами.
Симптомы гражданской войны в холодной фазе у нас уже ощущаются. Самый яркий из них – публикация, где автор, прогневавшись на сравнение преступлений против человечности со стороны советских и нацистских карательных структур, выразил сожаление, что из кожи бабушки известного политика нацисты не успели сделать несколько абажуров.
Такой прозрачный намек на упущение чистокровных арийцев в окончательном решении еврейского вопроса. Они не добили евреев, от коих пошли плодиться и размножаться нынешние либералы.
"А знаете, – говорится в той публикации, – ведь деятельность либералов в таком случае – подрывная. Диверсионная". И следующая фраза – недвусмысленная угроза: "Что там спецслужбы-то наши? Не хотят вспомнить опыт СМЕРШа?".
Дело принимает крутой оборот. Это уже не совсем холодная война. Это раскаты войны горячей, стрельбы на поражение. А пока главное оружие в битве с либералами – патриотизм.
***
Я тут пересматривал знаменитый голливудский фильм "Нюрнбергский процесс". Полвека назад для меня центральной фигурой был нацистский судья Янинг. А самой острой коллизией – отношения Янинга с американским судьей Хейвудом. На кону стояла идея правосудия, свободного от политической целесообразности.
Теперь мне показалось, что самый чувствительный нерв "Процесса" – немецкий адвокат Рольф. Его козырная карта – патриотизм. Его аргументы:
– Не все немцы виноваты в преступлениях нацизма. Верхушка Рейха казнена, и довольно.
– Не все знали о зверствах гестапо. Народ в своей массе ничего не знал и не мог знать.
– А судья Янинг в отдельных случаях добивался смягчения участи обреченных евреев. А один из них был его личным врачом.
Эти резоны не устроили подзащитного Рольфа.
Рольф продолжал:
– Я хочу оставить немцам хоть каплю человеческого достоинства. Если мы позволим дискредитировать весь немецкий народ, то мы навсегда потеряем право на независимость.
– Мы должны смотреть вперед, а не оглядываться назад
– Вы хотите, чтобы американцы здесь остались навсегда. Вы этого хотите?
– Я покажу вам фотографии Хиросимы и Нагасаки. Это и есть их хваленая мораль.
Янинг ответил своему защитнику и многим другим защитникам Гитлера, а заодно и Сталина:
– Мы знали, что творилось в стране. Мы примкнули к Гитлеру, потому что любили свою родину. Мы думали: пусть несколько политических экстремистов потеряют свои права. Пусть несколько национальных меньшинств потеряют свои права. Это всего лишь временная фаза, стадия, через которую мы должны пройти.
– Рано или поздно мы откажемся от самого Гитлера. Родина в опасности! Мы выйдем из мрака, мы пойдем вперед. Вперед – вот великий лозунг.
– То, что мы рассматривали как временную фазу, стало образом жизни.
По ходу процесса ему стало ясно: чтобы защитить свое доброе имя, надо возродить призрак прошлого. То есть надо убедить, что все, что ни делалось в нацистской Германии, делалось из любви к родине.
Из любви к родине они не знали о лагерях смерти только потому, что не хотели этого знать. Таков вердикт судьи Янинга, вынесенный им себе и немецкому народу.
Любовь к родине для немцев оказалась палкой о двух концах.
Не правда ли, в споре Янинга и Рольфа просвечивают аргументации тех, кто "про" и "контра" призрака Сталина.
***
Как это трагично по своим последствиям, когда любовь к Отчизне утилизируется в качестве дубины, на которой начертан великий лозунг: "Вперед!"
Менение автора может не совпадать с позицией редакции